На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Я ВАМ ПИСАЛ…

Заслуженному педагогу РФ

Л.П.Сенотовой

Копия: главе Администарции Кочкуровского района

Позднякову А.И.

директору Ст.Турдаковской средней школы

Т.Е.Начаркиной.

15 сентября 2005 г. на страницах газеты «Эрзянь Мастор» было опубликовано открытое письмо читателя нашей газеты Г.А.Батяева Л.П.Сенотовой, как педагогу-эрзянке, посвятившей свою жизнь школе. Автор письма с нескрываемым возмущением спрашивает Вас, Лидия Петровна, «что случилось с коллективом учителей, почему перестали выписывать газеты, журналы на их родном-эрзянском языке? Почему пропал интерес к своему родному языку?»

Редакцию газеты не в меньшей мере заинтересовали вопросы, заданные автором письма Вам, как заслуженному педагогу РФ, знающему обстановку как в школе, так и в селе. Кто же мешает распространению газеты «Эрзянь Мастор» в старинном эрзянском селе Ст.Турдаки?

Вы не могли не знать, что данная газета является газетой Фонда общественного спасения эрзянского языка, которая призывает помочь школе сохранить родной язык, культуру, быт и традиции эрзянского народа, помочь правдивее познать историю родного края, пробудить чувство гордости и уважения к своим предкам. Не случайно во многих школах, как в Мордовии, так и за её пределами, где проживают эрзяне, при школах работают свои музеи, где бережно хранят память о выдающихся людях, талантливых мастерах и их творениях.

Редакция газеты «Эрзянь Мастор» просит Вас отозваться и назвать причины нераспространения газет и журналов на эрзянском языке. Кроме того, хотелось знать о Ваших пожеланиях в улучшении содержания самой газеты. Редакция с удовлетворением изучит Ваши пожелания, советы. Одновременно напишите какая работа ведётся в школьном музее, какие у Вас планы по улучшению преподавания эрзянского языка и работы музея.

Ваши ответы, уважаемые Лидия Петровна и Татьяна Егоровна, ждём по адресу: 430000, г.Саранск, ул.Коммунистическая, 33 кор.3, ком.113.

Е.В.Четвергов,

главный редактор газеты «Эрзянь Мастор»,

2005.11.08, Саран ош

*********************************************************************************

Главному редактору

газеты «Эрзянь Мастор»

Е.В. Четвергову

Уважаемый Евгений Владимирович! Получили Ваше послание и экземпляр газеты «Эрзянь Мастор» (№ 17), в котором приводится открытое письмо Г.А.Батяева. В своем письме Григорий Александрович утверждает, что коллектив учителей не выписывает газеты и журналы на эрзянском языке. В очень оскорбительной для учителей форме он обращается к заслуженному учителю РСФСР Сенотовой Л.П.: «... хочется надеяться, что Вы своим авторитетом сможете пробудить совесть некоторых учителей, чтобы они не губили эрзянским детям души путем их бессовестной русификации».

Как бывший председатель колхоза им. Чапаева, Григорий Александрович должен знать географическое расположение села Старые Турдаки (которое на эрзянском языке звучит Ташто Мурза, а не Сыре Турдак веле, как Вы указали на конверте). На северо-востоке село граничит с поселком Красномайский, на юго-западе - сёла Пензенской области (Белый Ключ, Софиевка), основное население которых русские. Поэтому если и происходит «бессовестная русификация», то только естественным путем: смешанные браки, исстари совершавшиеся между русскими и эрзянами, миграция населения.

В настоящее время родной эрзянский язык преподается в школе согласно базисному плану как основной предмет в среднем и старшем звене, а в начальном звене обучение ведется на родном языке. Все учащиеся независимо от национальности изучают родной язык. А во время правления Г.А. Батяева в школе происходило деление классов на русские и эрзянские.

Педагогический коллектив школы, который на 76 % состоит из эрзян, обеспечен методической литературой: каждый педагог выписывает предметные журналы и газеты. Соответственно, учитель родного языка и литературы выписывает и «Эрзянь правду», и «Сятко», и «Чилисема». Кроме этого, учителя и родители учащихся выписывают нашу районную газету «Заря», в которой действительно описываются на русском и эрзянском языках исторические и современные события, происходящие в районе, республике, стране, да и в мире в целом.

Мы, учителя Старо-Турдаковской средней школы, пропагандируем среди детей, в отличие от вас, не ярый национализм, а то, что все народы равноправны и могут мирно сосуществовать не только на одной планете, но и в отдельно взятом селе.

Несмотря на то, что «Эрзянь Мастор» является газетой Фонда общественного спасения эрзянского языка, она издается в основном на русском языке за исключением небольших заметок мелким шрифтом и, складывается мнение, что призывает к межнациональной розни. Чтобы добиться признания газеты, нужно работать над содержанием, над смыслом, а не писать оскорбительные письма, как мы заметили, не только нам, но и другим добровольным и невольным читателям.

Исходя из вышеизложенного, не видим «необходимости иметь такую газету» (цитата).

Надеемся, что наше письмо не останется без внимания, и здравомыслящие люди поймут наше негодование.

От лица коллектива учителей директор МОУ «Старо-Турдаковская средняя общеобразовательная школа»

Т.Е.Начаркина, 24.11.2005.

От редакции. Кляуза-донос, фронтовая реляция, невежество и невеждество, угодничество и убогая логика—всё это в одном лице.

*************************************************************************************

Директору Ст.-Турдаковской

средней школы Т.Е.Начаркиной

от читателя газеты "Эрзянь Мастор" Г.А.Батяева

Татьяна, прочитав Ваш ответ редактору газеты «Эрзянь Мастор» от 24.11.05., мне стало стыдно за Вас—за пустоту Вашей души, за ложь и клевету на любимую читателями газету. К вам редакция газеты «ЭМ» обратилась как к директору школы старинного эрзянского села, как к представителю сельской интеллигенции, да и как эрзянке, которая взялась за руководство школой. Надеялись получить от Вас честный и объективный ответ, поддержку. Увы, надежды не оправдались.

Зная родословную ветвь Беззубовых, Нагорновых, Пурилкиных и многих других из села Семилей, я всегда относился к ним с большим уважением, считал и считаю: это порядочные, умные, трудолюбивые, скромные по характеру люди. Мы с Вами почти родные по линии рода Нагорновых, которые в голодном 1936 году выехали из Семилея на Дальний Восток. Но мне непонятно откуда Вы взялись, которая не читая эрзянскую литературу и периодику, в частности «Эрзянь Мастор», пытаетесь на газету приклеить ярлык «ярый национализм». После этого у меня не поворачивается язык называть Вас по отечеству, потому что Вы отрекаясь от родного языка, отрекаетесь от всего святого, в том числе от души, что дал нам Инешкипаз при рождении. Вы пишите, что «бессовестная русификация» происходит из-за смешанных браков между русскими и эрзянами, из-за близости деревень Пензенской области». Такое может сказать человек, который совсем не знает историю эрзянского народа, эрзян. Вы посмотрите внимательнее на село и Вы не увидите ту «ассимиляцию», о которой пишите в своём письме. Вы должны понять, что главная причина стабильности эрзянского языка, культуры и нравов держалась на интеллигенции села. Ещё недавно у каждого педагога была своя десятидворка, где они работали с людьми. Почти в каждый выходной, тем более в праздник в клубе силами учащихся и учителей ставились концерты, школа не была отгорожена от сельской жизни и жизни вообще. Она была проводником всех задач, которые ставились перед народом властями.

Татьяна, Вы свое письмо называете «коллективным», без стыда и совести считаете нормальным, когда на всю школу, да и на все село выписывается один экземпляр газеты «Эрзянь правда», один—журнала «Сятко», один— журнала «Чилисема». Вас ничуть не тревожит, что численность эрзян и мокшан за 12 лет сократилась на 300 тыс., или на 25-27%. Это же народная трагедия, беда великая, а вы пишите о национализме. Абсурд.

Прежде чем называть свое письмо «от всего коллектива», Татьяна, Вы бы спросили Пуреськина, Шурыгину, Немайкину да и других—подпишут ли они твою клевету на газету? Не выписывая и не читая статьи уважаемых в стране, да и за рубежом авторов, вы делаете нелепые выводы. Но куда страшнее то, что такие «выводы» может дать почти каждый «коллектив». Это лицо школы. В ответе чувствуется рука «сильного». РОО не помогал? Завершая письмо на Ваше возмутительное послание в газету «Эрзянь Мастор», мне бы хотелось, чтобы Вы передали привет и пожелания доброго здоровья всем учителям и техническим работникам. Я до сего времени многих помню и низко кланяюсь им за их нелёгкий труд.

А Вам, Татьяна, мой совет—совет человека с опытом—уходите с этой работы, на этой работе нужна душа.

Г.А.Батяев,

04.12.05



Ацамковонь 14-це чистэ Мария Романовна Биушкинань чачома чизэ!

Косо гайгевить эрзянь моротне. М.Биушкина

Я ВАМ ПИСАЛ…

ПОДПИСКА-2006 или праздники вместо работы

ПАТРИАРХ НИКОН. Его роль в русификации Эрзя и Мокша народов

Россия вновь давит на Эстонию в вопросе о нацменьшинствах

Язычники Эстонии возродили священный рунический календарь

Болтовня о двуязычной Эстонии—чушь

ОН НЕ ДУМАЛ О СЕБЕ... Штрихи к портрету Г.Я.Меркушкина

БИТВА, КОТОРОЙ НЕТ В УЧЕБНИКАХ.

КОРТАДО ЭРЗЯКС.

Эрзят, вешнеде эрзят!

Нурька морынеть

Из галереи славных эрзян

ЭРЗЯНЬ ЛОМАНЕНЬ БУЕЛЕМТЬ (ФАМИЛИЯТ). ЭРЮШ ВЕЖАЙ

«Ильведевксэнь витнема»



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга