На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Родник моей души

У каждого человека своя родина, эта земля для нас—источник жизненной силы. И когда этот родник иссякает, очень больно душе. Деревня Мессинговка для меня именно такой родник и поэтому хочется рассказать историю жизни и смерти этого эрзянского села.

Если сейчас пройти по когда-то широкой и красивой деревенской улице, то мы увидим лишь крапиву и бурьян в человеческий рост. Оставленные дома пустыми глазницами окон с укором смотрят на случайно заехавшего человека. От памятника павшим героям-мессинговцам остался лишь покосившийся забор и остов обелиска. А ведь с войны не вернулись сорок восемь человек. Совсем недавно село имело иной вид. Улицы Мессинговки украшали стройные красивые березы, ветлы. И как во всякой деревне, привычными звуками были: крик петуха, мычания коров, идущих в стадо, перекличка колхозников.

Деревня Мессинговка до революции входило в Салдо-Майданскую волость Лукояновского уезда. По утверждению старожилов, селу 170 лет. Свое название оно получило от имени помещика. До 1917 года в Мессинговке существовало помещичье имение Мессинга. Оно располагалось в красивом месте, которое называлось Кутаралей. Это - большая роща с вековыми дубами, липами и кленами. На территории два огромных пруда, которые за счет дешевого крестьянского труда содержались в чистоте. Жизнь же крестьян была незавидной, ведь лучшие земли и лес принадлежали помещику. Крытые соломой избенки в основном отапливались по-черному. Из поколения в поколение распространялось мнение, что так положено жить в эрзянских селах.

Когда грянула революция, жизнь крестьян изменилась. Они получили землю, создали колхоз. Начал налаживаться быт людей. Произошли изменения не только в земельном вопросе, возрос интерес к культуре. Современный телевизор с успехом заменялся живым общением. По вечерам не смолкали гармони, песни. Моя бабушка рассказывала мне о келиях - это были своеобразные очаги культуры. По договоренности с хозяйкой снималась за определенную плату изба. В ней длинными зимними вечерами и ночами, собирались парни и девки. Плясали под гармонь, рассказывали всякие небылицы и истории, влюблялись. Многие семьи начинались именно с келий.

Мессинговцы всегда отличались трудолюбием, было много народных умельцев по дереву, по металлу. В памяти односельчан сохранились имена мастеров - самоучек, например, сапожника П.К.Вдовина. Ручным способом этот самородок шил любую кожаную обувь, по изяществу не уступавшую фабричной. Или А.Н.Царьков, плотник от бога, никому не отказывал в помощи: срубить сруб для бани, сделать сани или ещё что.

Сколько помнит себя Мессинговка, всегда были многодетные семьи. Поэтому в селе сколько бы ни было жителей, преобладало несколько фамилий : Печниковы, Пужаевы, Черемкины, Деваевы, Исаевы. Жили не богато но дружно, ведь люди были терпеливы и непритязательны в быту. Когда-то в деревне действовала начальная школа. В пятый класс ходили в Н.Майдан, несмотря на то, что в Мессинговке учеников было больше. С1962 года детей отвозили учиться в Шандровский интернат.

Выучились дети, разъехались по городам. И остались в селе одни пенсионеры. Закрыли магазин, клуб, почту, некому стало работать на ферме. Перестали работать водопроводные колонки по селу, а про обещанную газификацию никто уже не вспоминает. Не осталось у пенсионеров сил даже на свое подсобное хозяйство. Люди стали разъезжаться из села, кого-то забрали дети, кто-то купил дом в соседнем селе, а кого-то отнесли на деревенский погост. Последними жителями Мессинговки стали Исаевы, Петр Степанович и Елена Алексеевна. Целый год жили они вдвоем в пустом селе, но как не трудно оставлять родной дом, и им пришлось переехать. Так в один год не стало селенья с почти двухвековой историей. Разделила Мессинговка участь соседней деревни Малиновки. И осталось в Лукояновском районе вместо четырнадцати эрзянских сел тринадцать. Значит, уходит от нас эрзянский язык, эрзянская культура. Пересыхают наши родники, а вместе с ними черствеют наши души. Было достойное прошлое, а будет ли у эрзи будущее?

Галина Александрова

г. Лукоянов



Открытое письмо членам исполкома общественного движения «Ассоциация финноугорских народов России»

заявление

МХФ: новые нападки на марийских национальных активистов

Лидера марийской общественной организации вынуждают к увольнению с работы «по собственному желанию»

ЕЩЁ РАЗ О НАШЕМ «ОБЛИКО МОРАЛЕ»

Родник моей души

Письмо адвокату убийцы № 1

ПАЛАТА АЛЛИЛУЙЩИКОВ

Иван Карпов-чемпион вранья

ОБ ИРАНСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ В ЭРЗЯНСКОМ ЯЗЫКЕ. МИФЫ И ГИПОТЕЗЫ

Золотаревская битва

АМЕРИКАСО ЭРЗЯТНЕДЕ ДЫ МОКШОТНЕДЕ

Открытие музея "Этно-кудо" в с. Подлесная Тавла

Велявт Эрзянь Масторов. Эрюш Вежай.

«ЧП Исаев» ды филиалозо «Чувто».

В Интернете появился первый эрзянский живой журнал

ЭРЗЯНЬ КУДОЛЕМТЬ (фамилият). Эрюшонь Вежай.

Гостевая книга.

Толай рамасы "Пургазонь" эрзякс.



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга