На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


КОЛЫ НЭ ЗЪИМ, ТАК ПОНАДКУСАЮ

К вопросу о толерантности

**************************

10 ноября с.г. актив московского общества «Эрзянь вайгель» и приглашенные лица (всего человек 20) отмечали 130-летие С.Д.Эрьзи. Мероприятие состоялось в ДДТ (Дом детского творчества - так теперь называют бывшие Дома пионеров) ВАО г.Москвы, где проходит выставка «Юные чародеи. Дети России С.Д.Эрьзе» (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), организованная Всероссийской Ассоциацией международных культурных и гуманитарных связей и Мордовским республиканским музеем изобразительного искусства им.С.Д.Эрьзи.

Интерес участников мероприятия вызвало сообщение директора художественной галереи А.Д.Данько, которому ранее довелось работать в Буэнос-Айресе, о том, как в Аргентине чтят нашего великого земляка. В частности, в Аргентине для деятелей изобразительного искусства существует единственная премия, и она носит имя С.Д.Эрьзи.

О московском периоде творчества скульптора, его дружбе с Артуром Моро, другими известными деятелями рассказал Тимофей Назарович Митряшкин (литературный псевдоним Тимофей Тимин). М.Р.Биушкина прочитала свои стихи, посвященные великому земляку. Автор этих строк посетовал на то, что до сих пор поклонники таланта С.Д.Эрьзи на его родине не была предоставлена возможность ознакомиться с его малоизвестным портретом из музея г.Переславля-Залесского, о котором «Эрзянь правда», писала еще в 1985г. Рассказал о судьбе скульптур Степана Дмитриевича на фасаде ДК нефтяников в Баку, о том, почему там его считают основоположником азербайджанской школы ваяния. Призвал бережно хранить доступные народу произведения Эрьзи, а еще лучше - попытаться, вернуть ему и те, что растащили по частным коллекциям.

Теперь о толерантности. Среди посетителей выставки распространялся художественный альбом «Юные чародеи. Дети России С.Д.Эрзе». Заметили? Правильно, мягкий знак в имени Степана Дмитриевича «зъилы»! А как у вас ассоциируются с его образом такие «перлы», как плетение из бисера «Три бочонка и гердан» или шкатулка «Дейбиир от комаров»? Вот и у меня тоже никак. А эти произведения, созданные доверчивыми руками детей из Москвы, Анадыря, Якутии и т.д. (их в альбоме всего 5-6 %, остальные из Мордовии), умные дяди и тети включили в альбом лишь для того, чтобы в его названии вместо слова «Мордовии» или «мордвы» написать «России». То есть «понадкусили». Или это и есть проявление толерантности? Объясните...

Хотя, постойте! На рисунках ребят прямо-таки бросается в глаза обилие икон, церквей, лампад, других атрибутов православия. Видимо, уровень толерантности или чего-то другого у наставников юных дарований запросто позволяет им столь вызывающе демонстрировать свое дремучее невежество. Ведь кому как не им следовало бы знать, что к религиозной тематике Эрьзя обращался крайне редко, более-менее известна лишь выполненная им из квебрачо голова Христа (Моисей - это другое, это–философия). Да и то неудачно. Говорят, заказчик от нее отказался, усмотрев в образе Христа самого Степана Дмитриевича.

Скажете, все перечисленное - случайности, досадные недоразумения? Тогда попросите «Радио России» повторить утреннюю передачу Маргариты Лянге от 12 ноября с.г. Повторять ее нечистоплотные наветы в адрес моего народа, любимого Степана Дмитриевича у меня не поворачивается язык, я ими просто брезгую...

Господа, что происходит? Куда делась российская интеллигенция?! Что с нами?! Куда нас к черту несет?!!!

А.Лежиков



Чилисеманень - 75

ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ СВОЕГО НАРОДА?Эрзяне и Мокшане!

Коренные народы против ликвидации государственных образований

КОЛЫ НЭ ЗЪИМ, ТАК ПОНАДКУСАЮ

КОГО ЖЕ ЗДЕСЬ СТОЯЛО?

ГОРЕ ОТ... ЧЕГО? А.Лежиков

об археологических открытиях на территории селения-крепости СЫРНЯ (Золотаревка)

У эрзян была своя Жанна Д’Арк – Олёна Арзамасская

ШОРСКИЙ НАРОД ЕЩЕ ЖИВ. Перевод текста радиопередачи на радио АЗАТЛЫК

Есть ли будущее у “Марий Ушем” в Марий Эл?

Кить эрясть Кабалесэ 1715 иестэ. Кто жил в Кабаеве в 1715 году

Книгань чачома чи. "Заря великой Победы"

Сермадыть ловныцянок.

AВА. Муса Джалиль



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга