На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


У эрзян была своя Жанна Д’Арк – Олёна Арзамасская

Алёна Арзамасская (в эрзянском произношении Эрзямасонь Олёна) — соратница Степана Разина, одна из предводителей восстания XVII века. История разинского бунта донесла имя этой женщины-атамана, которую писательница Н. Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица» называет первой русской (!) героиней, а Б. Бялик в очерке «Алена Арзамасская» сравнивает ее с героиней французского народа Жанной Д`Арк.

Крестьянская дочь из села Выездная Слобода под Арзамасом (Арзамас от эрз. Эрзямас - Страна эрзян), известно, ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание. Монастырский быт тяготил её. Поэтому, услышав о восстании крестьян под началом Степана Разина, ушла из монастыря, собрала вокруг себя крестьян, недовольных боярами-вотчинниками, и примкнула к движению Разина Степана Тимофеевича. Вскоре её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова и она стала во главе почти 7000 восставших. И заняла Темников. Алена два месяца управляла городом.

Но на подавление восстания спешили царские войска. Сжималось кольцо карателей. Под городом произошло сражение. 20 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове. К командовавшему царскими войсками князю Юрию Долгорукому привели захваченных в плен попа Савву, бывшего вместе с повстанцами, и атамана Алену с ее помощниками.

Савву и помощников Алены повесили по преданию на Рябчиковой горе за рекой Мокшей, а Алену сожгли на костре на площади в Темникове. Когда разгорелся костер Алена обратилась к народу, крикнув : «Когда бы все так воевали, как я, князь Юрий навострил бы от нас лыжи». Память о первой эрзянской женщине-героине, мужественной крестьянке Алене, смело вставшей против поработителей за народное счастье, хранится в памяти народной.

Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет: «Через несколько дней после [казни Разина]* была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть её войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».

* - Олёна была казнена в декабре 1670 года, а Разин - в июне 1671 года.

Автор: Андю Петрянь,

http://erzianj-jurnal.livejournal.com



Чилисеманень - 75

ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ СВОЕГО НАРОДА?Эрзяне и Мокшане!

Коренные народы против ликвидации государственных образований

КОЛЫ НЭ ЗЪИМ, ТАК ПОНАДКУСАЮ

КОГО ЖЕ ЗДЕСЬ СТОЯЛО?

ГОРЕ ОТ... ЧЕГО? А.Лежиков

об археологических открытиях на территории селения-крепости СЫРНЯ (Золотаревка)

У эрзян была своя Жанна Д’Арк – Олёна Арзамасская

ШОРСКИЙ НАРОД ЕЩЕ ЖИВ. Перевод текста радиопередачи на радио АЗАТЛЫК

Есть ли будущее у “Марий Ушем” в Марий Эл?

Кить эрясть Кабалесэ 1715 иестэ. Кто жил в Кабаеве в 1715 году

Книгань чачома чи. "Заря великой Победы"

Сермадыть ловныцянок.

AВА. Муса Джалиль



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга