На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Эрзянский Инязор Пургаз стал… русским

в книге Л. Прозорова «Язычники крещеной Руси»

-----------------------------------------------

Своей целью в книге автор, называющий себя историком, поставил восстановление «Правды о Предках» русских. В книге приводится немало интересных фактов и событий на основе обширного списка использованной литературы.

Но автор, Инязора независимой Эрзянь Мастор – Страны Эрзян Пургаза, ничтоже сумняшеся в «правде», записал в число своих предков, в русские.

Л.Прозоров о Пургазе пишет следующее:

«В Лаврентьевской летописи упоминается, что некий Пургас вместе с мордвою напал на Нижний Новгород в ответ на нападение владимирского князя Юрия Всеволодовича на мордву, а Муромского Юрия Давыдовича – на «Пургасову волость», но был отбит. (1229г., прим. Э.В.) Однако воины Пургаса спалили монастырь Богородицы и стоявшую вне городских стен церковь. В том же году Пургас был побеждён мордовским князьком Пурешем, объединившемся с половцами, «изби мордву всю и русь Пургасову, а Пургас едва в мале оутече» (то есть убежал с небольшой частью войска). Итак, у истребителя православных церквей и монастырей Пургаса в подданных ходила некая «русь»… Сам Пургас вроде бы действует заодно с мордвою – но и враждует с мордвином Пурешем, а с его именем связывается именно «русь»… Очень вероятно, что перед нами очередной анклав некрещеных руссов, на этот раз – в мордовских землях. Со следами языческих русов Пургаса мы ещё столкнёмся в нашем повествовании». (Курсив Э.В.)

Такова «Правда» (?) Л.Прозорова о выдающемся военном и политическом деятеле Эрзя народа, который в народных легендах и преданиях называется не иначе, как Инязор, что в переводе на русский (Ине/Великий + Азор/Владетель) звучит как великий князь.

Поэтому, прилагательное «некий», толкуемое в словарях как весьма неведомый, мало известный, которым автор книги характеризует Пургаза, одного из самых известных эрзянских князей , здесь явно неуместно, если не невежественно.

О личности Пургаза и его роли в эрзянской истории написано немало, как в исторической, научно-популярной, так и в художественной литературе, причём в России, как на эрзянском и мокшанском языках, так и на языке межнационального общения – русском.

К примеру, вот что пишется о Пургазе в двухтомной академической энциклопедии «Мордовия», 2004г.:

- «ПУРГАЗ (по русским летописям Пургас), эрзянский князь (инязор). Национальный герой. В начале 13 века возглавлял одно из княжеств (независимых! Э.В.), которое русские летописцы называли Пургасовой Русью (сравните: Киевская Русь, Белая Русь, Червоная Русь. Каким сильным должно было быть княжество Пургаза, чтобы наряду с хорошо известными и изученными княжествами называться Русью, то есть государством! Э.В.).

Читаем далее здесь же:

Пургаз «впервые упоминается в 1229 году в связи с походом владимиро-суздальского князя Юрия в мордовские земли» (Эрзянь Мастор, прим. Э.В.).

В январе 1229 года эрзянские воины под руководством Инязора Пургаза нанесли удар объединённому войску (нескольких русских княжеств! - прим. Э.В.) русских князей Ярослава Всеволодовича, Василия Константиновича и Всеволода Константиновича.

Вскоре в сражении с Пургазом потерпел поражение и мокшанский князь Пуреш, примкнувший в походе на Эрзянь Мастор к русским князьям. Война за независимость Эрзянь Мастор продолжалась всю снежную зиму 1229 года.

В апреле 1229 года Пургаз осадил Нижний Новгород, построенный владимиро-суздальским князем на захваченной эрзянской земле на месте сожжённого эрзянского города Обран. Сил для освобождения Обран ош от захватчиков оказалось уже недостаточно. Сказались потери в живой силе в ходе нескольких зимних кровопролитных сражений, недостаток в провианте и, можно полагать, наступившая весенняя распутица и половодье Оки и Рав (Волга). Был сожжён посад Нижнего Новгорода, располагавшийся вне стен укреплённого города.

Через несколько месяцев Пургаз, решивший наказать Пуреша за союз с русскими князьями, совершил поход в южные земли Пуреша. Но этот поход оказался неудачным.

Вскоре к границам Эрзянь Мастор подступила ещё более сильная угроза – монгольское войско. Летом 1237 года, по свидетельствам венгерского монаха Юлиана, Инязор Пургаз «направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил» от монгольского нашествия. Только во время второго похода в Поволжье, в том числе на Эрзянь Мастор, в 1238-39 годах, монголам удалось сломить сопротивление эрзянского войска.

Но! Среди глав покорённых народов, приезжавших в Орду за ярлыком на княжение, имя Инязора Пургаза не упоминается.

Вильгельм Рубрук об эрзянском Инязоре Пургазе и мокшанском Оцязоре Пуреше писал так: «Один из мордовских царей со своим народом (мокшанский князь Пуреш, прим. Э.В.) ушел с Бату ханом к последнему морю, другой же (эрзянский князь Пургаз, прим. Э.В.) ушел к тверди (в крепости, прим. Э.В.), чтобы защищаться до коле хватит сил…»

Вот так, сначала русский меч, а затем кривая монгольская сабля, определили дальнейшую историю Эрзя и Мокша народов.

Образ Инязора Пургаза замечательно выведен в поэме «Возмездие» В.Ф. Егорова (1978) и в историческом романе «Пургаз» эрзянского народного писателя К.Г. Абрамова (1988), переведённого и на русский язык.

А вот как скромно, можно сказать, даже стыдливо, но всё же говорит о Пургасовой Руси – Эрзянь Мастор в той же энциклопедии известный саранский учёный Н.Ф. Мокшин:

«Пургасова Русь («Пургасова волость»), территория(?) в конце 12, начале 13 веков с подвластным мордовскому (эрзянскому - прим.Э.В.) князю Пургазу населением. Центр Пургасовой Руси не установлен. Есть предположение, что им могло быть Пургасовское городище.»

Где располагалась возможная столица Эрзянь Мастор?

Краткая статья энциклопедии сообщает:

«Пургасовское городище («Кладовая вершина»/эрз. «Казнень пря», «Утомпря»/), археологический памятник железного века и раннего средневековья у с. Полянки (РМ). Расположено на мысу, образованного двумя оврагами. С напольной стороны – два оборонительных вала высотой 1,8-2 м и рвы. Длина площадки 75 м, ширина до 35 м. Название («Пургазонь ошпандо», прим. Э.В.), по-видимому (?), связано с именем Пургаза. Упоминается в документах 17 в. (1628, 1630): «…от Пургасовского городища по оврагу Арге..» (Арге овраг = Оргодема латко?)

Из книги «Мордва» (Эрзя – Мокша).

В книге «Мокшэрзятне умонь шкасто ды ней» (Эрзя и Мокша в древности и современности» (1999) В.А. Юрченков пишет:

- « пек стака шкакс ульнесь 13 пингень ушодксось…эрявсь истямо ломань, конанень кемевельть, топавтовольть арсеманзо, мереманзо, сыргавольть мельганзо куш ков. Самай истямокс кармась улеме Пургаз – превей, сюпав ойме, кеме обуця, икелев неиця». ( Очень тяжёлым (для Эрзя народа) был период начала 13 века. Требовался такой человек, которому бы верили, его идеи и поручения выполнялись бы, за ним бы шли на любое дело. Именно таким человеком стал Пургаз – мудрый, богатый душой, крепкий характером, предвидящий будущее.)

И далее автор отмечает (даю в переводе на русский):

- Пургаз был талантливым полководцем. В 1228 году он разбил дружины русских князей Ярослава Всеволодовича, Василька и Всеволода Константиновичей.

- Пургаз был мудрым дипломатом. Для совместной защиты от набегов русских князей он заключил союз с Волжской Булгарией.

- Пургаз был умным и толерантным правителем Эрзянь Мастор. Он разрешал селиться в Эрзянь Мастор беглым крестьянам из русских княжеств.

- Пургаз был храбрым и полководцем, и человеком. Он не сдался монгольским войскам сам и не сдал им свою страну Эрзянь Мастор, хотя понимал, что противостоять такой мощной силе будет очень трудно.

В заключение В.А. Юрченков пишет:

- «Весе ёвтазесь ливтизе-аравтызе Пургаз Инязоронть…раськень васенце героекс». (Всё выше сказанное ставит Инязора Пургаза первым национальным героем).

Вот такова Правда о Герое Эрзя народа Инязоре Пургазе. Эту Правду знают и чтят эрзяне, чтит весь Эрзя народ, покуда он будет жить в подлунном мире под благословением Инешкипаза-Творца. Как видим, она весьма отличается от «Правды» Л.Прозорова.

Это ещё раз подтверждает, инонациональный историк далеко не всегда может быть объективным даже в освещении явных исторических фактов и, походя, запросто причислить эрзянского Инязора в число предков русских, путая, или неверно толкуя значение всего лишь одного слова «русь».

Эрзянскому народу нужны свои историки, способные защитить эрзянскую историю от подобных ошибок.

Эрюш Вежай. 2006 ие.



Не могу выполнить запрос