На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Манкурт разбушевался...

В газете «Юлдаш» от 11 июня с.г. появилось два материала о прошедшем 4 июня в Саранске выездном заседании бюро исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ). Альбина Давыдова в своем обзоре «Сохранить язык – сохранить народ» на целой полосе, пусть и приглаженно, но достаточно адекватно пересказывает ход заседания. Правда, ни слова о принятой резолюции, многие пункты которой для мордовских властей как бревно в глазу. Конечно, она умалчивает и о тех моментах заседания, о которых «Юлдашу» заведомо запрещено писать. Например, о том, что в конце заседания вице-премьер правительства РМ Михаил Сезганов вручил медали «Патриот России» трем членам Совета НКАТ «Якташлар» - Иреку Биккинину, Ринату Резепову и Марату Салимову.

Есть и очевидные ляпы. Например, абзац, начинающийся с предложения: «Мордовские татары, думается, в корне не согласились бы с категоричными высказываниями писательницы Фаузии Аухадиевны Байрамовой, прозвучавшими в ее выступлении». Далее расшифровывается, с чем якобы не согласились бы мордовские татары: что слишком мало уроков татарского языка в школах (всего 2 часа в неделю), что нет татарской телевизионной передачи, что из татар Мордовии больше нет писателей и поэтов, пишущих на татарском языке. Уважаемая Альбина Давыдова, все эти утверждения Фаузии-ханум - абсолютная правда! Она уже в третий раз в Мордовии и не просто гостит, а ездит по деревням, разговаривает с простыми людьми, причем не только с маленькими начальниками-татарами, как ваш редактор. Поэтому Фаузия Байрамова знает, что говорит.

Второй материал, на половину полосы (877 слов), «У каждого – свое дело», написан известным манкуртом Камилем Тангалычевым, поэтом, заслуженным писателем Мордовии, и, как это ни странно звучит, членом Союза писателей Татарстана. Заметка под рубрикой «Точка зрения эксперта» пропитана ядом ненависти к общественным деятелям, пытающимся отстаивать интересы своих народов, и концентрированно выражает позицию (и даже чувства) людей из обслуги властей.

Камиль называет себя членом экспертно-консультативного совета при Госкомитете РМ по национальной политике. Этот “эксперт по национальной политике” транслирует большое раздражение (а также обиду и гнев) низших и средних чинов мордовского руководства, которым было поручено обеспечить благоприятный исход этого выездного заседания исполкома ВКТ. С наименьшим ущербом для престижа республики, прежде всего в глазах друга Минтимера.

Дело в том, что в последние годы нарастал поток писем из татарских деревень в различные инстанции, включая президентов России и Татарстана. И вот было решено провести 17-18 марта в Мордовии выездное заседание бюро исполкома Всемирного конгресса татар. Чиновники всполошились - в этих письмах есть и преувеличения, есть и непонимание некоторых вещей, но в целом там неудобная для властей республики правда о положении татар, об их дискриминации, о нарушении их конституционных прав. Начали работать с авторами, кое-то, говорят, даже отказался от своей подписи под одним из коллективных писем. Но времени для подготовки «достойного», с точки зрения властей, заседания не хватило. Уговорили казанцев приехать только 17-18 марта. Но опять не получилось до конца «замирить» местных татар. Попросили перенести заседание на 3-4 июня. Казанцы все же приехали 16 марта, пусть и малым числом – председатель ВКТ Ринат Закиров с двумя помощниками. Да, тогда Ринат Зиннурович разделал некоторых чиновников, как бог черепаху. В основном это были вопросы аварийного состояния некоторых татарских школ, например, в Кривозерье, полное отсутствие школ, хотя бы начальных, с татарским языком обучения и т.д.

Но 4 июня в Саранске Ринат Закиров уже не был так категоричен и решителен, как в марте. Да и Меркушкин, пообещавший в марте присутствовать на июньском заседании, не явился. Тем не менее, Тангалычев трепещет от ужаса, - как же мог Закиров «позволить себе с подчеркнутой жесткостью разговаривать с членами региональных правительств, «заслушивать» их отчеты и даже журить»? Как он мог осмелиться «бросить» «надменную реплику» по отношению к Лямбирскому сабантую? Это для Камиля «члены правительств» и даже главы районов - небожители, но не для руководителя ВКТ. Статус Закирова в Татарстане выше министерского, он защитник интересов татар по всему миру.

Наш эксперт-манкурт в риторической форме упрекает общественные организации в том, что они: а) «не умеют благодарно оценивать свою роль и предназначение»; б) «стремятся претендовать на функции государства, а нередко и диктовать ему свою волю»; в) «подменяют иногда культурно-просветительское предназначение имитацией управления социально-экономическими процессами»; в) «забывают о том, что государство готово делегировать институтам гражданского общества - как добровольным помощникам - часть своих полномочий по непосредственной практической работе в сфере социальной и общественно-политической жизни, но не по управлению народами».

Камиль укоряет государство, что оно терпит «даже радикальные национально-культурные организации», «выражая постоянную лояльность к лидерам организаций национально-этнического толка, дает им лишний повод считать себя вершителями судеб народа, хотя отнюдь не весь народ входит в состав этих общественных объединений».

Камиль утверждает, что «народ часто игнорирует их (руководителей национально-культурные организаций. - Прим. И.Б.), настороженно относится к их риторике, потому что лишь с государством привык связывать реальное решение тех своих проблем, которые не в состоянии решить самостоятельно». Это утверждение верное, но лишь по отношению к тем, кто находится на содержании у властей и сделает все, что угодно, чтобы не потерять милость начальников. А мнение народа в целом не дано знать никому, так как даже отдельные люди, из которых состоит народ, могут иметь разное мнение, менять его или вообще не иметь своего мнения.

Нет смысла обильно цитировать Камиля, так как в любом абзаце такие же «перлы» ясно выраженного манкуртизма. В целом по этому тексту можно добавить, что Камиль считает:

1. «Активисты общественных организаций» «сделали своей профессией эмоциональный популизм, доходящий часто до истерики».

2. Общественные организации ставят государство в оппозицию к народу.

3. Общественные организации заслоняют «реальную работу органов государственной власти» «популистскими криками, призывами, заклинаниями».

4. «Власть и сама знает о том, где нужно построить школу, где отремонтировать клуб, где проложить дорогу». Так что, Закиров, не лезь в чужой монастырь.

5. Знаменитый татарский поэт Хади Такташ, родом из Мордовии, писал по-татарски только потому, что мог писать только на татарском языке. Если бы он умел писать по-русски, то непременно писал бы только на русском, прямо как сам Камиль.

6. «Чтобы вернуть Такташа, надо было бы повернуть обратно историю, вызвать к жизни саму эпоху поэта - с потрясениями, гражданской войной, нищетой, малограмотностью населения, отсутствием технически оснащенного информационного поля..». То есть грамотные татары, в условиях мира и наличия информационного поля уже не должны писать по-татарски, только по-русски.

7. Татары, не создающие ныне в культуре татарское, создают «что-то иное, не менее ценное и не менее яркое, но - современное, востребованное новейшей историей!» Да, как бы то, что пишет сам Камиль на русском, ныне «не менее ценное и не менее яркое», чем то, что творили когда-то Хади Такташ, Шариф Камал, Абдрахман Абсалямов. Ведь они не умели писать по-русски, а Камиль умеет, поэтому именно его творчество «современное, востребованное новейшей историей!» А эти, всякие там Такташи, они же отсталые.

Есть анекдот о том, как Аллах зашел посмотреть преисподнюю, где в громадных казанах (по-татарски «казан»– “котел”) в кипятке варятся грешники из разных народов – в одном казане немцы, в другом русские, в третьем французы и т.д. Около каждого казана стоят черти с вилами и сталкивают обратно в казан тех грешников, кто пытается оттуда вылезть. Только у одного казана нет ни одного охранника. Аллах спрашивает у заведующего адом: “А почему здесь нет охраны?” Тот отвечает: “А здесь мы варим татар. Им охранники не нужны, - если кто-то из них пытается вылезти, то другие стаскивают его за ногу обратно”.

Вот и газета “Юлдаш”, где основным антитатарским автором постоянно выступает Камиль Тангалычев, постоянно выступает с нападками против тех татар и их организаций, которые хоть как-то пытаются защитить законные права своего народа. Например, на полосах «Юлдаша» нет места выступлениям и статьям Шамиля Бикмаева, руководителя региональной национально-культурной автономии татар РМ «Якташлар».

Ирек Биккинин

От редакции. Надеемся, каждый поймет: манкурт старается прополоть от «сорняков» не только татарский огород, он, не скупясь на эпитеты, чтобы угодить властям, «ставит на место» все общественные организации, не исключая, конечно же, и Фонд спасения эрзянского языка.



ТАКИЕ КОНГРЕССЫ НЕ НУЖНЫ!

Империи нужны рабы

Кто "приватизировал" 2,5 млн. евро?

На обращение к Медведеву о судьбе финно-угорских народов получена очередная отписка

Приглашаем в Эрзянскую Википедию!

Конец «мордвы»: в Интернете эрзяне и мокшане отдельно

Добро пожаловать в портал «Эрзянь ки»

Поздравляем Елену Шаронову с защитой

Манкурт разбушевался...

Дела юбилейные. Алексей Лежиков

Сурайкин, делай рожу! Алексей Лежиков

ФСБ преcледует Татарский общественный центр

Лгать и не стесняться: принцип российских журналистов или политиков?

Слово о книге «На земле Инешкипаза»

Фонд «Пургаз»

ЭРЗЯНЬ РАКШАВАЛТНЭ-эрзянские зоонимы. Эрюш Вежай, Эрюш Наталь

С днем рождения, книга!

Праздник в Чукалах

Гагарин Слава, Вирь Тавла

Эрзянская община Мордовии

Erzinform



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга