На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ДА ЗДРАВСТВУЕТ РЕСПУБЛИКА АРТА?

Беседа нашего корреспондента с собирателем мордовского эпоса Масторава», кандидатом филологических наук А. М. ШАРОНОВЫМ.

----------------------------

- Александр Маркович, как известно, а журнале «Сятко» печатается эпос мордовскою народа «Масторава». Насколько мне известно, вы являетесь его собирателем. Когда и при каких обстоятельствах вы стали заниматься этим многотрудным делом!

- Действительно, в 1991 году, начиная со второго номера, журнал «Сятко» печатает эпос «Масторава». Решение о публикации принималось трудно,но оно принято, и я уверен, что это очень хорошее решение.

Над эпосом «Масторава» я начал работать еще в семидесятые годы. В 1974 — 1978 годах был создан первый вариант текста. Однако он содержал в себе много недостатков. Поэтому в 80-е годы мной сделан принципиально новый вариант, в котором, как мне представляется, удалось образовать гармонию художества, разума и красоты.

«Масторава», по моему замыслу, должна стать эстетическим, интеллектуальным, нравственным и социально-историческим образом — портретом эрзи и мокши.

Эрзя и мокша — культурнейший и талантливейий народ, как и русский, который никогда не пребывал в «дикости» и «темноте», о чем очень любят говорить некоторые наши малограмотные «писатели», «ученые», «государственные» и прочие деятели. «Масторава» покажет, что душа её создателя во все времена исполнена была света и сияния высокой и благородной мысли.

- Поясните, пожалуйста, «Масторава» — эпос народа эрзи или мокши!

- Эрзя и мокша по существу два народа, хотя и очень близких, так как они разговаривают на двух языках, имеют собственное национальное самосознание, свои этнические территории и т.д. Однако Мифология и эпос у них общие. Поэтому «Масторава» — эрзя-мокшанский эпос. Конечно, большая часть материала эрзянская (80—90(%). Причина этому в том, что эрзя больше тяготеет к эпическому творчеству, а мокша — к лирическому.

- Как в собранных вами материалах отражены исторические взаимоотношения русского и мордовского народов!

— «Масторава» состоит из пяти частей. В первой части представлена космогоническая мифология, во второй рассказывается о становлении родоплеменных отношений, в третьей говорится об эпохе феодализма, в четвертой изображается борьба против татаро-монгольского нашествия, в пятой предметом повествования являются эрзяно-русско-мокшанские отношения. В фольклоре эрзи и мокши нет антирусских мотивов,поэтому и в эпосе исторические отношения между нашими народами показываются в положительном свете. Им посвящены три сказания из восемнадцати, они являются заключительными в «Мастораве». Я надеюсь, что «Масторава» после ее перевода на русский язык станет явлением и русской культуры, ведь русская культура интернациональна по своей сути.

- Насколько верна официальная дата вхождения мордвы в Российское государство!

- Официальной даты вхождения мордвы в состав Русского государства вообще нет, так как не было самого этого вхождения. Более правильным было бы говорить о вхождении Руси в мордву, ибо начиная с IX века стало происходить интенсивное заселение Эрзянской и Мокшанской земель русскими, а также присоединение ее русскими княжествами при помощи военной силы.

Празднество, устроенное в 1985 году в честь так называемого «добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства», — это фарс и издевательство над историей.

- Межнациональные отношения в нашей республике не знают политического накала, характерного для многих ныне суверенных образований. Чья в этом заслуга!

- Заслуга в этом истории. Русский, мокша и эрзя не только два тысячелетия живут бок о бок, но и создают единую материальную и духовную культуру. До 1930 года эрзя и мокша не имели национальной государственности, поэтому они работали на русскую культуру. Сам русский народ в этническом отношении на 80% финский, он растворил в себе огромные массивы эрзянского и мокшанского населения. Все это создает нужные предпосылки для нейтрализации межэтнического противостояния. Национальный вопрос у нас в республике, конечно, существует. Идет быстрый процесс сокращения численности эрзи и мокши, их обрусение. В основе его безусловно лежат негативные факторы.

Большую роль в смягчении в республике «политического накала» играет, разумеется, и такой фактор, как отсутствие агрессивности у эрзи и мокши. Они её оставили где-то в далеком прошлом.

- Чем вы объясните тот факт, что президент общества «Масторава» Д. Т.Надькин набрал столь немного голосов на выборах в Верховный Совет МССР в прошлом году!

- Здесь можно назвать две главные причины. Первая причина заключается в том, что некоторые газеты давали ложную и негативную информацию об обществе «Масторава», писали о том, как будто бы она антирусская националистическая организация. Вторая причина видится в назойливом раздувании антимордовских настроений газетой «Саранские вести» и движением «Демократическая Россия» во время обсуждения проектов о государственном суверенитете МССР. В этих условиях эрзянину Д. Г. Надькину, президенту «Масторавы», трудно было набрать голоса для победы. Последний фактор, по-моему, оказал большое влияние и на итоги президентских выборов: люди отдавали голоса не за государственного деятеля, а просто за человека не мордовской национальности.

- Как вы относитесь к идее двух республик: мокшанской и эрзянской?

- Все народы России, за исключением немцев, имеют свою государственность. Государственность — способ цивилизонанного существования нации. Эрзя и мокша — народы, государственность которых возникла еще в конце первого тысячелетия нашей эры. Арабские писатели X века писали о государстве Арта (Эрзянь), отличавшемся высокой степенью развития. Однако впоследствии она была поглощена Киевской Русью, Та же участь постигла и Пургасову Русь XII—XIII веков. Формально государственность эрзи и мокши была восстановлена в 1930 году с образованием МАССР. Но очень скоро МАССР была превращена в орудие для духовного и социального задушения народа. Власть в Мордовской ССР никогда не принадлежала эрзе и мокше, а сегодня она аннексирована окончательно. Поэтому создание Эрзянской и Мокшанской республик жизненно необходимо. На каком основании должны игнорироваться права этих двух народов, которые ничем не обижены Матерью-Природой? Я считаю, что новая государственность должна состоять из двух отдельных автономных бразований для эрзи и мокши в рамках единой суверенной республики. Назвать эту республику следует Артой — тем общим именем, которое в древности носили эрзя и мокша. Оно станет для них сильнейшим консолидирующим фактором и положит начало их подлинному государственному, национальному, культурному и социальному возрождению.

Вопросы задавал В.МИХАЙЛОВ

"Саранский курьер", 1992 год, 30 января

Комментарий. 16 лет спустя. Вопросы, заданные в публикации «Да здравствует республика Арта!», звучат злободневно и сегодня, ибо этническая ситуация к лучшему не изменилась. Жизнь в одной «избе», в единой республике Мордовия, идет только во вред. Каждый народ в современном мире должен иметь собственную государственность и территорию обитания. Эрзя и Мокша представляют из себя два самостоятельных и генетически сильных этноса, способных существовать автономно. Если бы не пресловутое «объединение» в 1928-1030 гг., к настоящему времени, при жизни в суверенных республиках - эрзянской и мокшанской, мы имели бы два высокоразвитых народа, прошедших в своем экономическом, социальном и культурном движении путь в 2-3 раза более длинный, чем сегодня. Тогда не было бы необходимости обзывать их на государственном уровне ругательным псевдоэтнонимом «мордва», мокшане развивались бы как мокшане, эрзяне как эрзяне, любящие и уважающие себя. Эрзя и Мокша имели бы самостоятельные современные столицы с университетами, театрами, заводами. Они бы пользовались уважением соседей. Они выдвинули бы из своей среды при отсутствии путания под ногами друг у друга. В 2-3 раза больше выдающихся людей. Эрзяне без всякого сомнения имели бы своего подобного Периклу и Соломону Главу, а мокшане своего.

Потомок Пургаса



С Днем рождения, «Эрзянь Мастор»!

СОБСТВЕННЫЙ, НО УВЫ, НЕ ПЛАТОН

О «мордве» и эрзе

Ложь. Её пора развеять

Письма читателей

Навеки с Россией без удмуртского языка

ДА ЗДРАВСТВУЕТ РЕСПУБЛИКА АРТА?

Сторонники традиционной религии проведут Всемарийское моление.

Мусульмане Мокшень Мастор против установки креста у здания райадминистрации.

РОДНОЙ ЯЗЫК—БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ

С Е Р Н Я - город ювелиров

Анна Сульдина. Стих.

«Воин и полонянка». Сергей Чапаев

УЖ ПОЛНОЧЬ БЛИЗИТСЯ,или еще раз о Пургасовой Руси

Фонд "Пургаз"

Лазырень Наста

Ах, как хочется мне

Од книгат-од книгат-од книгат

Ламо морот килейтнеде моразь.

Шуляна, нолдык чумонок



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга