На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ЗАМЕТКИ ОТПУСКНИКА

Отпуск, проведенный в родной Мордовии, оставил приятные воспоминания , но, вместе с тем, заставил задуматься над некоторыми национальными проблемами, в частности языковыми, которые бросились в глаза с первых же дней пребывания здесь.

Раз уж отдыхаешь в Мордовии, то сам бог велел, находясь на земле предков, освежить свои знания эрзянского языка, попрактиковаться в живом общении с эрзянами. Но всё оказалось не так-то просто, во всяком случае в моём родном Чамзинском районе, а точнее – в посёлке Комсомольском…

В попытке понять тяготы жизни моих земляков, причины языковой катастрофы, постигшей эрзян поселка Комсомольский, мною и было сделано несколько заметок-размышлений, которыми я и хочу поделиться.

Ездили в посёлок Комсомольский за продуктами. По дороге специально обратили внимание на указатели населенных пунктов: все наименования указаны на русском языке, ни одного эрзянского дубликата названий не встретилось. В самом Комсомольском все вывески также на русском языке. Эрзянскую речь удалось услышать лишь однажды: в магазине двое мужчин в милицейской форме перекинулись между собой парой слов эрзякс. Услышав родную речь, я радостно их спросила: «Мордовиясо эрзянь келенть эзинк стувто?»

Горько писать об этом, но даже пожилые эрзяне, проживающие в Комсомольском, за годы жизни здесь довольно прочно подзабыли свой родной эрзянский язык и полностью перешли на русскоязычное общение, причём не только в общественных местах, но и в домашнем обиходе. На мой взгляд, главная причина этого кроется в том, что местные эрзяне почти полностью изолированы от общения на родном языке. Этому активно способствует отсутствие эрзянских вывесок, явно недостаточный объем СМИ в эрзянском языке. В Чамзинском районе издается районная газета «Знамя», где эрзянскому языку в месяц раз отводится разворот. Это, с одной стороны, радует, а, с другой стороны, возникает вопрос: насколько этого разворота достаточно, если учесть, что в поселке Комсомольском преподавание в школах и в индустриальном техникуме эрзянского языка длительное время полностью отсутствовало? У проживающих здесь молодых людей не сформирован интерес к эрзянскому языку, многим и этот разворот в районной газете не нужен, так как отсутствуют элементарные знания родного языка.

Культура общения на эрзянском языке в посёлке Комсомольском едва теплится, и лишь благодаря тем редким носителям языка, которые прибывают сюда из пока сохранившихся, к счастью, окрестных эрзянских сёл. Но, пожив здесь всего пару лет, и эти эрзяне постепенно ассимилируют. Если не говорить на родном языке каждодневно, он, к сожалению, быстро забывается, стирается из памяти, и потом остается только удивленно разводить руками и недоумевать: «Как получилось так, что родной эрзянский язык мною так быстро забыт?!»

Любовь к Родине невозможна без любви к родному языку. Если следовать этой простой и неоспоримой логике, то любое государство должно быть заинтересовано во всяческой поддержке развития языков коренных народов, так как патриотические чувства граждан на этом фоне значительно усиливаются.

Отчего же в Мордовии так прохладно и равнодушно взирают на явное умирание материнских языков, на массовые отказы молодёжи изучать свои национальные истоки? При этом виновниками признаются сами молодые люди, их леность, незаинтересованность, устраненность от национальных проблем. При этом ни один чиновник не задается вопросом, а не является ли отсутствие национального самосознания прямым следствием ошибочной (мягко сказано) национальной политики?

Откуда у молодежи появится интерес к изучению языка матери, отца, если даже сами родители не могут похвастаться знанием оных?! В городах и районных центрах Мордовии отсутствует культура общения на эрзя языке, поэтому нет жизненной необходимости в изучении его. Все вывески, надписи, объявления повсеместно на русском. При приёме в Мордовский университет и иные учебные заведения республики знание эрзя и мокша языков не требуется и не поощряется никоим образом.

В республике чрезвычайно мало издается книг на эрзянском языке, которые молодёжь стремилась бы читать, отсутствуют и популярные радио- и телепередачи, которые молодые люди слушали и смотрели бы с интересом. Непростительно мало выходит книг о непростой, полной загадок истории эрзян – а ведь история всегда притягивала к себе людей, и именно ею можно было бы заинтересовать молодежь Мордовии, пробудить в ней элементарное любопытство к своим корням. В книжных магазинах Мордовии мне не удалось увидеть ни одного такого издания, как не смогла найти и современных литературных эрзянских альманахов, антологий эрзянской поэзии. А ведь среди эрзян много поэтов, публицистов, причём большинство пишут на эрзянском языке.

Спрашивается, откуда у молодежи появится интерес к своим национальным корням, любовь к родному языку, если мы, их наставники, с равнодушием взираем на полную несостоятельность национальной политики, на систематическое попрание наших национальных и человеческих прав и интересов?!

По старой памяти заглянула в бывший книжный магазин – от него остался лишь небольшой отдел. Спросила, есть ли в продаже книги эрзянской тематики: словари, книги по истории, художественная литература эрзянских авторов? Продавец ответила: «К сожалению, ничего нет».

К слову сказать, в посёлке с населением 13765 человек по данным на 2007 год, функционирует всего лишь один книжный отдел. Заметьте, даже не магазин, а отдел, в котором, не нашлось ни одной книги национальной тематики!!! Сам факт говорит за себя: это не случайность, это – целенаправленное искоренение культуры, а о развитии эрзянской культуры даже думать не приходится.

Как здесь не задаться вопросом, а хлебом ли единым лишь сыт человек?!

Хлеба и зрелищ! – этот возглас черни в римской империи как никогда характерен для наших дней, но не постыдно ли руководствоваться этим лозунгом нам, живущим в 21 веке?! Только ли «земным благоденствием» счастлив человек?

Шагая по демократическому пути, мы слишком много негативного переняли у западной демократии, забыв при этом о главном – смысле человеческой жизни. А сильные мира сего этому процессу активно способствуют, ведь упрощенной однородной биомассой легче управлять, контролируя ее материальные потребности. Идеология «хлеба и зрелищ» для низов и земного господства для верхов, манипулирующих массами, - вот бич нашего современного общества, вот тот самый путь, по которому мы и передвигаемся в настоящее время. Куда ведёт этот путь, нетрудно догадаться.

Но не забывайте, что у каждого из нас есть свобода, которой мы вправе воспользоваться – это свобода выбора, и всё в наших с вами руках, главное, иметь силу воли сделать свой выбор: сказать «да» – либо животной жизни, либо попытаться найти в себе Бога.

специально для «Эрзянь ки» Татю Ротанова



Свобода слова В россии. и произвол властей...

= «Эрзянь Мастор» читают =

С юбилеем "Эрзянь мастор!"======

15 лет справедливой войны

Уледе шумбрат!

Кавто кельсэ-кавто мельсэ

Лембе валт

Лисьи уловки

Весень превс путынзе...

Подписка – 2010

«Золотая коллекция» тысячи нелепиц (о контрафактном издании «Масторавы»)

ОТКЛИКИ на статью Александр Шаронова Шаронова "Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина" ("ЭМ", № 17/313)

Суржики или профессор Сетин против ЕМЯ

ЗАМЕТКИ ОТПУСКНИКА

ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК - НЕ ДИАЛЕКТ

СОБЫТИЯ НАЧАЛА XIII ВЕКА В ИСТОРИИ ЭРЗИ И МОКШИ Мадуров Д.Ф.,старший научный сотрудник отдела истории ЧГИГН

Антиэрзянская компания. Говорят факты. О чём?

О С У Ж Д А Ю Т...

СОЛАЛЕЙ

Открывается музей

Кулят Дригань Толаень пельде

Создатели официального сайта органов власти Мордовии вообще не различают, где эрзянский язык, а где мокшанский

Эрзянки отказываются называться «мордовками»

Сексень мизолкст. Нуянь Видяз

КУДОВ! Мацьказонь Лёфай

В печке деревенской уголек трещит... Алексей Никитонкин

Йовлань Олонь лемсэ фестиваль

ШАТАЮТСЯ ЛИ ШАТКИ?

«Наш голос»

Фонд «Пургаз»



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга