На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ НАРОДА ЭРЗЯ

***

ТЮШТЯ — центральный герой эрзянского и мокшанского героического эпоса, сын бога грома и войны Пурьгинепаза и земной девушки Литавы. Имеет мифологическую и собственно историческую атрибуцию, соединяет космогонический миф о сотворении мира с эпическими песнями и сказаниями. Имя Тюштя — наименование общественной должности. Оно означает «инязоро» — великий хозяин, правитель, вносящий в жизнь людей и общества разум, порядок, закон, необходимую форму и содержание. Изображается как демиург, творец эрзянского раннефеодального общества. Образ Тюшти сформировался на поздней стадии военной демократии и в первые века феодализма. Время его деятельности — эпоха образования эрзянского и мокшанского этносов и период начала русской колонизации. Место действия — бассейны рек Волги, Оки, Мокши, Суры. Тюштя обладает сверхъестественными космическими свойствами: вызывает гром и молнию, останавливает течение рек, не тонет в воде, ежемесячно меняет возраст (при новолунии — юноша, при полнолунии — зрелый муж, на исходе месяца — ветхий старец). Имеет две генеалогические линии развития. В первой — при достижении старости возносится на небо, к родителям, оставив в память о себе на земле медную трубу, вещающую его волю. Во второй — под натиском русских князей с частью народа уходит на новые земли, перейдя через большую водную преграду (вероятно, с западного берега Оки на восточный). На стадии разрушения эпоса и кризиса этнического сознания в образ Тюшти привносятся мотивы «вины» и «ответственности» за потерю народом государственной и территориальной самостоятельности. Основные сюжеты о Тюште — избрание его инязором, бой с иноземным противником, убийство чудеснорождённых соперников, вознесение на небо, уход с народом на новые земли. В эпосе названы верные помощники Тюшти — Инешкипаз, Пурьгинепаз, Иненармунь, Белый Лебедь, Пчелиная Матка.

***

ПУРГАЗ — выдающийся эрзянский государственный и военный деятель периода средневековья, князь (инязор) «Пургасовой Руси», национальный герой. Даты рождения и смерти неизвестны. В январе 1229 года эрзянскиеотряды под командованием Пургаза нанесли удар объединённому войску русских князей Ярослава Всеволодовича, Василия и Всеволода Константиновичей, пытавшихся присоединить эрзянские земли к Северо-Восточной Руси. «...Молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившеся, назаутрие ехаша в лес глубок, а мордва, давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избиша их; а иных изъимаша; бежаша в тверди, тех тамо избиша, и князем нашим не бысть кого воевати», – пишет летописец. Вскоре в столкновении с Пургазом потерпел поражение и мокшанский князь Пуреш, бывший союзником русских князей. В апреле 1229 года Пургаз сжёг посад Нижнего Новгорода и окрестные сёла, но взять крепость не смог. Через несколько месяцев он совершил поход в земли Пуреша, поход оказался неудачным. Летом 1237 г., как полагают некоторые историки (М.Г. Сафаргалиев, А.Е. Захаркина и др.), ссылаясь на свидетельство венгерского монаха Юлиана, именно эрзянский князь «...с немногими людьми направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил» от нагрянувших монгольских орд во главе с Батыем. Не исключено, что войско под командованием Пургаза принимало участие в грандиозном Золоторёвском сражении (в 30 км от Пензы). Только во время второго похода в Поволжье, с осени на зиму 1238/39, монголам удалосьомить сопротивление отрядов Пургаза, Уркасакана, как называет его персидский историк Рашид-Ад-Дин (Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. В 2-х т. М., 1941, т. 2, с. 36). «Того же лета на зиму, — сообщает об этом русская летопись, — взяша татарове Мордовскую землю...» Среди глав покорённых государств, приезжавших в Орду за ярлыками на княжение, имя Пургаза не упоминается.

Пургазу посвящён роман Кузьмы Абрамова «Пургаз», мини опера Александра Кизаева «Пругаз цёрыне».

***

АЛАБУГА — эрзянский инязор (князь). Место, даты рождения и смерти неизвестны. В 1368 году московское войско разбило армию ордынского князя Булат-Тимура и вошло в пределы Эрзянь Мастор. Вместо вытесненных из бассейна реки Пьяны татарских мурз здесь стали заселяться русские феодалы. По мнению П.И. Мельникова-Печерского, летом 1377 года проводники Алабуги навели через густые леса на русские рати во главе с нижегородским князем Иваном Дмитриевичем войско ордынского царевича Араб-шаха. Сражение на реке Пьяне закончилось для русского воинства трагически. «...князь Иван Дмитриевич, — как указывается в летописи, — прибежа вборзе къ реце ко Пьяне, гоним напрасно, и ввержеся на коне въ реку въ Пиану и утопе; и истопоша с ним... множество князей, и бояръ, и вельможъ, и воеводъ, и слугъ, и воинства бесчислено; а инии избиени быша. И бысть на всех ужасъ велий и страхъ многь...» Осенью 1377 года в ответ на новое вторжение нижегородцев Алабуга разорил всю правобережную часть Суздальско-Нижегородского княжества. По одним данным (П.И. Мельников-Печерский), Алабуга в этом походе погиб, по другим (М.Г. Сафаргалиев), он какое-то время являлся ваcсалом Дмитрия Донского.

***

ЧИНКОВ ВОРКАДИН — активный участник крестьянской войны под предводительством И.И. Болотникова. Год рождения неизвестен. Место рождения — с. Тепелево Староберезопольского стана Нижегородского уезда. Эрзя. Осенью 1606 и в начале 1607 избранные повстанцами Москов, Воркадин Чинков и дворянин И. Доможиров в течение нескольких месяцев руководили осадой Н. Новгорода. Умер после 1612 года.

***

БАЮШ РАЗГИЛЬДЯЕВ (РАЗГИЛЬДЕЕВ). Даты рождения и смерти неизвестны. Летом 1612 года, «собрав алатырских мурз, мордву и всяких служивых людей», выступил против отрядов крымских и ногайских татар под командованием мурзы Курмаметя, которые прорвались через сторожевые линии у реки Алатырь и двигались на Арзамас. «Баюш пришёл на Пьяну реку, на Чуколы, — сообщают источники, — и тут с ногайскими людьми был бой два дни, и в деревне Чуколе в осаде сидели, а на выласках многих ногайских людей побили и переранили, да и в Ардатовском лесу в воротах был бой с ногайскими людьми, и побили ногайских людей с пятьсот человек, да у них же, у ногайских людей, убили мурзу Курмаметя, и знамя взяли, и их прогнали к озёрам, и многие от того побою ногайские люди потопли, и отгромили у ногайских людей на то деле всяких людей семь тысяч...» (Документы и материалы по истории Мордовской АССР. — Саранск, 1940, т. 1, с. 225). Разбив отряды ногайцев и крымчан, Баюш защитил тылы Нижегородского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Победой над агрессором обеспечил возможность начать освобождение Москвы от польских захватчиков. В 1614 году совместно с русскими воеводами участвовал в разгроме двадцатитысячной ногайской конницы во главе с ханом Иштеряком. Баюш был удостоен титула российского князя (1613) и поместий в эрзянских деревнях Рындино под Алатырем и Княжей (Княжья гора) под Курмышом. Получал «княжеский ясак» с деревни Нижней. При вступлении на трон Михаила Романова был пожалован русской деревней на реке Меня. С эрзянских деревень взимал только ясак. Баюш не поддерживал перенесение границы с реки Алатырь на линию Шацк — Инсар — Саранск — Симбирск и поэтому, как сообщал в одной из жалоб царю воевода Б. Хитрово, «не давал людей» для устройства засек и острогов. Баюш исповедовал мусульманскую веру. По данным И.Н. Смирнова, были крещены лишь его внуки, по А.А. Гераклитову, — сыновья Ибран и Кипкай, принявшие соответственно имена Пётр и Данила. Потомки Баюша владели поместьями в Алатырском, Курмышском и Галицком уездах. Впоследствии некоторые ветви рода приняли фамилии Богдановых и Чепкуновых. Старшая линия сохранила фамилию Баюшевых. В начале XIX века, по просьбе прямых потомков князя Баюша, им был дан новый герб, хранящийся ныне в Государственном архиве Ульяновской области.

***

РАЗИН Степан Тимофеевич — один из предводителей национально-освободительной войны 1670 — 1671 гг. Родился в семье зажиточного казака около 1630 года в станице Зимовейская-на-Дону. В 1661 году Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буланом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—1663 гг. атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю.А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном. Весной 1667 г. Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 г. он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную национально-освободительную войну, охватившую Поволжье и ряд других районов Всея Руси. После поражения основных cил под Симбирском (4 октября 1670 г.) Разин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкесск, затем в Москву, где 6(16).06.1671 года был казнён на эшафоте возле Лобного места. Кроме Ивана, старшего брата, в 1676 году был казнён, по другим сведениям умер от пыток, младший брат Степана — Фрол Тимофеевич.

«В 1723—1724 годах комиссией полковника И.И. Захарова была проведена перепись казаков на Яике. В её материалах среди рядовых Шестой сотни записан «Микифор Минеев сын Разин, у него сын Алексей двенадцати лет. А по скаске ево, от роду ему, Никифору, шестьдесят пять лет. Дед и отец ево и он родиною Cаранского уезду дворцового села Ромодановского казаки; пришёл он, Никифор, ж ис того села на Яик во сто восемьдесят шестом году (1677 — 1678), и служит в казаках с того году». Мало того, в перечне казаков той же Шестой сотни обозначен и тёзка вождя национально-освободительной войны — Степан Тимофеевич Разин: «Саранского уезда села Ромодановского крестьянин, ис того села бежал и пришёл на Яик, и в казаки приверстан при атамане Прокофье Семёнове, тому ныне сорок лет». (Юрчёнков В.А. «Хронограф». — Саранск: 19 91 г. )

Сравним биографии этих казаков. Оба — уроженцы села Ромодановского под Саранском, состояли, видимо, в родстве. Оба в 70-е годы XVII века бежали на Яик. Отцы и деды их служили под Саранском, на «засечной черте». Следовательно, род казаков Разиных из эрзянских мест.

Фамилия Разина произошла от слова «разя», от прозвища эрзян XVII века. Отец Степана, Тимофей, писался Разя. До переезда на Дон он служил под Воронежом. Умер в 1649 или 1650 году.

Другое: предки Разина — выходцы с нынешнего Ромодановского района Мордовии, который был заселён эрзей. Причём «село Ромодановское» возникло лишь после 1622 года, когда князю И.И. Ромодановскому было пожаловано земли в эрзянской деревне Кош-Помра Алатырского уезда. Названия здешних сёл говорят об этом: Козловка — Кузлатко, Урешки — уре (раб), Вырыпаево — Вере пе (верхний конец улицы), Курилово — Куровеле, (куро — сообщество чего-либо), Кочуново — кочом (ломоть) и т.д.

***

БОЛЯЕВ Акай, Мурзакайка, мурза Кайко — предводитель национально-освободительной войны эрзя народа 1670 — 1671 гг. Родился в семье эрзянского станичного мурзы. Год рождения неизвестен. Нёс службу на Саранской сторожевой черте. В 1670 г. примкнул к войскам Степана Разина. После поражения Разина под Симбирском и отступления его на Дон возглавил борьбу за независимость в Поволжье. Под Уренью собрал около 7 тысяч повстанцев из разгромленного под Симбирском войска Разина и 24 октября 1670 г. выступил против войск Юрия Барятинского. После сражения обе стороны отступили от Урени: Барятинский — к Симбирску, а Боляев — к реке Барыш. 6 ноября 1670 г. они вновь встретились в Усть-Уреньской слободе. В ходе боя Боляев был ранен. Несмотря на это, к 12 ноября он сумел сосредоточить в эрзянской деревне Кандарать, на левом берегу Барыша, до 15 тысяч человек с двенадцатью пушками. Завязалось знаменитое Кандаратьское сражение с правительственными войсками. Повстанцы потерпели поражение. Боляев с оставшимися силами отступил за реку Суру и перекрыл броды у эрзянского села Промзина (ныне посёлок Сурское Ульяновской области). Узнав о переправе Барятинского на левом фланге, Боляев отступил по Буртасской дороге за реку Алатырь и организовал оборону у Ардатова. Несмотря на поражение под Кандаратью, к декабрю 1670 г. создал армию из 20 тысяч человек и 20 пушек. 8 декабря 1670 г. в сражении у села Тургенево ныне Ардатовского р-на она была разгромлена объединёнными силами царских войск, общая численность которых на территории современной Мордовии достигла 30 тысяч человек.

Боляев с немногими верными людьми укрылся в своей деревне Костяшево, что под Саранском. По доносу он был схвачен отрядом стрельцов во главе с будущим комендантом Симбирска Н. Колобовым. Деревню каратели сожгли. После допроса и пыток в ставке главнокомандующего всеми царскими войсками Юрия Долгорукова в Краснослободске (Мордовия) в декабре 1670 или январе 1671 года Акай Боляев был четвертован.

***

ЭРЗЯМАССКАЯ Олёна — героиня Отечественной войны эрзя народа 1670 — 1671 годов. Уроженка Выездной слободы города Эрзямаса, дата рождения неизвестна. После смерти мужа приняла постриг, монахиня-старица. В 1670 г. покинула монастырь, собрала отряд в 300 — 400 человек. Соединив их с отрядами Федора Сидорова, разбили отряд воеводы Эрзямаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 от Арзамаса к Шацку, затем повернула в сторону Темникова. В конце ноября — начале декабря того же года повстанцы были разбиты правительственными войсками. Эрзямасская Олёна была обвинена в воровстве, по сегодняшней терминологии в «бандитизме» и колдовстве. После допросов по распоряжению князя Юрия Долгорукова в декабре 1670 года в городе Темникове (Мордовия) была сожжена в срубе. Казнь Олёны привлекла внимание современников-иностранцев (И.Ю. Марций и др.). Ей посвящены исследования историков С.М. Соловьёва, П.И. Костомарова, произведения писателей (С. Злобин, В. Шукшин, М. Брыжинский, М. Петров), поэтов (Д. Кедрин, Н. Кончаловская, В. Курбатов), сказителей (С. Люлякина), скульпторов (М. Обухов), художников (Н. Курдюков), кинематографистов (А. Ярушников).

***

ЕЛУШЕВ Бажат (Пошат) — один из соратников Акая Боляева в войне за независимость 1670 — 1671 гг. Родом из Шугурвеле (ныне Березниковский район Мордовии). Эрзя. После разгрома армии Акая Боляева в декабре 1670 года был схвачен карателями и по приказу палача многих народов Барятинского был повешен в Саранске. Родное село Шугурвеле сожжено.

Всего за годы национально-освободительной (Отечественной) войны 1665 — 1671 гг. подверглось пыткам и гонениям (репрессиям) более 100 тыс. человек. В Эрзямасе было замучено и казнено более 12 тыс., в основном эрзян. 644 человека на территории Мордовии. Зимой 1670 года сожжено множество деревень. Только в одном Алатырском уезде каратели сожгли эрзянские сёла: Старые Чукалы, Старое Баево, Старые Селищи, Андреевка, Баево на Пиченеях, Турдаково, Кечушево на Космолатко, Ардатово на Алатыре и другие. В радиусе 17 км вокруг Саранска были сожжены все эрзянские сёла.

Несмотря ни на что, в мае 1671 года покорённые инородцы снова восстали и был начат поход на Пензу. Возглавили его казаки Тишка и Куземка Мердяшовы. Очевидно, братья. Скорее — эрзяне, об этом говорит и имя одного из них, и их фамилия. Однако новый очаг сопротивления колонизации края был быстро подавлен.

***

ВАСИЛЬЕВ Несмеян — предводитель антиправославной войны 1743 — 1745 гг. Родился в деревне Сеськевеле (Большое Сеськино) Терюшевской волости Нижегородской губернии. Дата рождения неизвестна. 18 мая 1743 г. вместе с собравшимися по звону колокола новокрещенами напал на епископа Нижегородского и Алатырского Дмитрия Сеченова и его солдат, пытавшихся разрушить эрзянское дохристианское кладбище у села Сарлей ныне Дальне-Константиновского района Нижегородской области. После появления в Терюшевской волости воинских команд из Нижнего Новгорода и Казани стал во главе 6 тысяч вооружённых бойцов. Его помощниками, командирами отрядов, были: Помраз Семёнов, Шатрез Плакидин, Котрян Андрюшкин, Дружина Цинаев. В священной роще у деревни Большое Сеськино сформировал штаб восстания и объявил население Терюшевской волости свободным от обязанностей перед помещиками и Российской империей. В течение нескольких месяцев волость была своего рода независимой республикой. Под командованием Васильева поднявшиеся за свободу нанесли поражение царским войскам у деревень Армонихи и Борцово. Это вызвало в Нижнем Новгороде панику среди губернской администрации. Дмитрий Сеченов просил прислать дополнительные воинские части, иначе «...прочих мест некрещённые ж народы... мордва и черемиса все от того возмутятся и воссвирепеть могут». Однако Васильев не повёл свои отряды на Нижний Новгород и не принял мер для расширения района действия, что облегчило правительству возможность его локализации и подавления. 26 ноября 1743 г. у деревни Лапшихи плохо вооружённые и недостаточно обученные отряды «сепаратистов» были разбиты гренадёрскими и драгунскими подразделениями под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера. Различным мерам наказания подверглись 282 человека, убито около 90. Как руководителя восстания Васильева приговорили к публичному сожжению. Приговор исполнили в селе Сарлей. Первого помощника, Помраза Семёнова, повесили. Однако сопротивление в разных формах продолжалось и в 1745 году.

***

АЛЕКСЕЕВ Кузьма. Родился в октябре 1764 г. в деревне Большое Сеськино (Сеськевеле) Нижегородского уезда. Руководитель национально-религиозного движения эрзян в 1804 — 1810 гг. До 1802 года работал в своём хозяйстве, затем сжигал уголь на поташ. После подавления Терюшевского восстания в 1804 г. стал проповедовать мысль о необходимости перехода от насильственных методов ликвидации крепостной и религиозной зависимости к ожиданию скорого её падения на основе возвышения эрзянской веры и разрушения христианства («эрзянская вера возвысится, а христианская упадёт»). Алексеев призывал своих последователей молиться не на восход, как было принято, а на запад, «...свобода, дескать, придёт с запада». Он проповедовал: когда эрзянские молитвы дойдут до Бога, ударят двенадцать громов и с неба на землю сойдут Давид и сонмы ангелов; они станут судить мир, после чего на земле останутся только те, кто исповедует эрзянскую веру, принимает эрзянский закон, язык, одежду. «Эрзяне будут свободны, не будут принадлежать помещикам и платить оброк, а будут первыми людьми, потому что и господа их все оденутся в эрзянские платья и буду такие же эрзяне». Эти слова, мысли Алексееву являл дух Мельчеже (Мельседей). Они произносились на собраниях, почти не отличавшихся от древнеэрзянских молений. Русские священники доносили в полицию. За свои действия Кузьма несколько раз подвергался наказаниям со стороны властей и владельца терюшевских имений. После моления 12 сентября 1809 г., в котором участвовало более 4 тысяч новокрещен, Алексей вместе с семью ближайшими учениками был арестован. По предложению нижегородского губернатора Руновского дело было передано в уголовный суд и контролировалось министром внутренних дел Куракиным, регулярно докладывавшем о нём царю. Обвинили Алексеева в «корыстолюбии». Суд приговорил его к наказанию плетьми и ссылке в Иркутскую область. О дальнейшей его судьбе сведений нет.

***

ЕВСЕВЬЕВ Макар Евсевьевич (Кобаев) — эрзянский учёный, просветитель и педагог, профессор (1921), коллежский советник. Родился 18 января 1864 года в деревне Малые Кармалы Буинского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. Окончил Шераутское начальное училище (1876), Казанскую инородческую учительскую семинарию (1883), историко-филологический факультет Казанского университета (1892). Ученик Н.И. Ильминского и Н.А. Бобровникова. С 1892 года — учитель и наставник при-готовительного класса Мор-довского образцового начального училища при Казанской инородческой учительской семинарии. В 1919 году был незаконно репрессирован, но вскоре освобождён благодаря ходатайству Наркомпроса РСФСР. С 1920 года — зав. отделом, научный сотрудник Казанского краеведческого музея. Одновременно преподавал историю и этнографию, эрзя и мокша языки в высших и средних учебных заведениях Казани (в Восточной академии, Восточном педагогическом институте, Казанском педагогическом университете и др.). В 1920-х гг. уделял большое внимание подготовке учительских кадров для эрзянских и и мокшанских школ, был инициатором и организатором Центральных курсов эрзя и мокша учителей в Москве (1926—1928), первых 3-годичных курсов в Казани (позднее преобразованных в Петровский педтехникум), краткосрочных курсов в Н. Новгороде, Самаре, Саранске, Саратове, Симбирске. Имел деловые взаимосвязи с Мордовским бюро Наркомпроса и Наркомнаца, сыграл значительную роль в воспитании мордовской Педагогическая деятельность Евсевьева развивалась под воздействием идей Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, культур народов Поволжья. Он был воспитан в духе миссионерской педагогики Н.И. Ильминского, Н.А. Бобровникова. Как учёный-методист выдвинул ряд новаторских дидактических идей, положенных в основу преподавания и учебной литературы 20—30-х гг. Финский учёный П. Равила назвал Евсевьева «мордовским Лённротом» (1931). Имя Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке и улице Саранска. Евсевьев был членом Финно-угорского общества, Русского географического общества, Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Православного миссионерского общества. После Февральской революции 1917 г. Евсевьев выступил инициатором создания Мордовского культурно-просветительного общества, был соавтором «Обращения к мордовскому народу», членом Комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета АН СССР. Награждён орденами Святого Станислава (1904) и Святой Анны (1914). Умер 11 мая 1931 года в Казани. Перезахоронен в Саранске.

***

ЮРТОВ Авксентий (Арсентий) Филиппович — просветитель, педагог, переводчик, учёный, первый представитель эрзянского народа, профессионально занимавшийся изучением его культуры и истории. Родился 20 февраля 1854 года в деревне Калейкино Мензелинского уезда Уфимской губернии. Окончил Казанскую крещено-татарскую школу, Казанскую учительскую семинарию, в которой затем работал учителем мордовского начального училища. Ученик Н.И. Ильминского. По его системе занимался сбором эрзянского фольклора и изданием образцов живого народного языка в качестве основы для создания учебной и вероучительной литературы. В 1877 году опубликовал под псевдонимом «Ав-ий Юр-в» статью о погребальных обрядах и поверьях крещёной эрзи Уфимской губернии. В 1882 —1883 гг. издал «Образцы мордовской народной словесности» (Вып. 1, Казань, 1882; Вып. 2, Казань, 1883), собранные совместно с учениками Казанской учительской семинарии и оценённые И.П. Смирновым как крупнейший вклад в русскую литературу об эрзе и мокше. Создал алфавит на основе русской графики, который включал 34 буквы и апостроф. На этом алфавите был построен первый эрзянский букварь (1884). Составлял эрзянско-мокшанско-русский словарь. Юртов являлся первым эрзянским переводчиком. Им были переведены на эрзянский язык «Священная история Ветхого и Нового завета» (Казань, 1880), «Покш празднякт» (Казань, 1881), «Евангелие от Матфея» (Казань, 1882), «Чин исповедания и како причащати больного» (Казань, 1884) и др. По поручению Н.И. Ильминского выступал экспертом в оценке переводов вероучительных и духовных книг, рукописных пособий. Сотрудничал с переводческими комиссиями Православного миссионерского общества Казанского учебного округа.

Работая учителем в эрзянских училищах в сёлах Старая Бесовка (с 1883) и Старая Бинарадка Самарской губернии (с 1889), использовал родной язык и написанную совместно с М.Е. Евсевьевым учебную литературу. В 1891 г. принял сан священника и был определён в Михайло-Архангельскую церковь эрзяно-чувашского села Андреевка Уфимской губернии, где продолжал свою просветительскую деятельность: основал 3-классную церковно-приходскую школу (1895), способствовал открытию земской школы (1906) и библиотеки для крестьян (1912). Многие работы Юртова до настоящего времени остаются не разысканными.

Умер 1.05.1916 г.

***

ЧАПАЕВ (ЧЕПАЕВ) Василий Иванович, ЧАПАЙ — полководец периода Гражданской войны. Родился 9 февраля 1887 года в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии. Отец Чапаева — эрзя, мать — русско-чувашского происхождения. В 1910 г. был призван в армию. Во время Первой мировой войны дослужился до чина подпрапорщика (1916). После Февральской революции 1917 г. вступил в РСДРП (б). С декабря 1917 г. — командир 138-го запасного полка, устанавливал советскую власть в г. Николаевске Самарской губернии (ныне г. Пугачёв Саратовской обл.). В мае 1918 г. объединил красногвардейские отряды уезда в бригаду, командиром которой был избран единогласно. Отличился в боях против уральских белоказаков, белочехов и войск Комитета членов учредительного собрания. По приказу Л.Д. Троцкого в конце сентября 1918 г. переведён во 2-ю Николаевскую дивизию, состоящую из Пензенского и Балашовского полков. В ноябре 1918 — феврале 1919 гг. учился в Академии Генерального штаба, откуда по личной просьбе был направлен в 4-ю армию М.В. Фрунзе. До апреля 1919 г. командовал Александро-Гайской группой войск, затем — 25-й стрелковой дивизией, показавшей высокие боевые качества в Бузулукской, Бугурусланской и Белебеевской операциях, при освобождении от колчаковских войск Уфы и Уральска. В ночь на 5 сентября 1919 г. Чапаев вместе со своим штабом был окружён пятью тысячами белоказаков с шестью артиллерийскими батареями и отрядом бронемашин. В ходе неравного боя оставшиеся в живых красноармейцы пробились к реке Урал, чтобы перебраться на левый берег. Раненый Чапаев вошёл в воду одним из последних. Погиб 5 сентября 1919 года при переправе. Награждён орденом Красного Знамени (1919).

Исключительная честность, доходившая в финансовых вопросах до щепетильности, простота в общении, требовательность к себе и подчинённым, бескомпромиссность в служении идеалам, военный и организаторский талант сделали Чапаева одним из самых популярных героев российской истории. О Чапаеве написаны документальные книги, художественные произведения, снят Г.Н. и С.Д. Васильевыми фильм.

***

РЯБОВ Анатолий Павлович — лингвист, педагог, общественный деятель, профессор (1934). Родился 16 апреля 1884 года в селе Лобаски ныне Ичалковского района Республики Мордовия. Окончил Починковское духовное училище, Нежинский педагогический институт (1916), аспирантуру Научно-исследовательского института народов советского Востока (1929). Преподавал филологические дисциплины в учительской семинарии, педтехникуме Омска. В 1922 — 1924 гг. — сотрудник Нижегородского губернского отдела народного образования, участник организации обучения детей эрзян и мокшан на родном языке. В 1924 — 1930 гг. — методист Мордовского бюро (подотдела) Совета национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР, позднее — сотрудник Всесоюзного центрального комитета нового алфавита при Совете национальностей ЦИК СССР. Здесь им был разработан и представлен в президиум научного совета ВЦИКа проспект нового эрзянского алфавита на латинской основе (1932). В 1934 — 1937 гг. — зав. кафедрой эрзя и мокша языков Саранского агропедагогического института.

В июне 1937 г. был арестован как «враг народа» и спустя год расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Научно-исследовательскую деятельность Рябов начал в середине 20-х гг. Будучи аспирантом, участвовал в первой лингвистической экспедиции АН СССР под руководством Д.В. Бубриха (1927), занимался выявлением диалектной основы эрзянского литературного языка. С начала 30-х гг. сотрудничал с профессором-лингвистом Е.Д. Поливановым, оказавшим большое влияние на развитие его научных взглядов. Вместе с ним написал книгу «Систематическая описательная грамматика эрзя-мордовского языка», которая осталась неопубликованной. Две главы рукописи этой книги хранятся в архиве АН Чехии (Прага). А.П. Рябов известен также как автор работ «Мордовские окончания 1 и 2 plura1is в безобъектном спряжении», «О мордовских образованиях nominatiwus pluralis типа kile’k «берёзы» (Доклады АН СССР. —1928), «К вопросу об обозначении палатализации в новом алфавите» (Революция и письменность. — 1932. — № 4—5), «Об ударении эрзя-мордовского языка» (Революция и письменность. — 1932), «Итоги языковых конференций Мордовии (1933—1935)» (Революция и письменность. — 1936. — №2). Плодотворно работал над созданием единых норм эрзянского литературного языка. Им были подготовлены два проекта эрзянской орфографии. С докладами и сообщениями по проблемам орфографии, морфологии и терминологии эрзянского языка выступал на первой (1933), второй (1934) и третьей (1935) научных языковых конференциях в Саранске. Важное значение Рябов придавал вопросам преподавания в эрзянских и мокшанских школах, обеспечения их методической литературой. А.П. Рябов — автор и соавтор букварей «Валдо чи» (1925), «Лисьмапря: Букварде мейле ловнома книга» (1926), учебного пособия «Уроки эрзянского языка», школьных учебников «Эрзянь келень грамматика (Морфология)» (1933), «Эрзянь келень грамматика (Синтаксис)» (1934), двуязычных словарей «Эрзянь-рузонь валкске» (1930), «Рузонь-эрзянь валкске» (1931). Рябов разработал и читал в Саранском агропедагогическом институте лекционные курсы о современном эрзянском литературном языке.

ВАСИЛЬЕВ Тимофей Васильевич — советский работник, один из организаторов мордовской автономии, дипломат. Родился в 1897 году в деревне Тавла ныне Зырянского района Томской области в эрзянской крестьянской семье. С 1916 г. находился на военной службе. В 1917 г. вступил в РСДРП (б), участвовал в установлении советской власти в Омске и Красноярске. С образованием Дальневосточной республики был командирован в распоряжение её главного штаба. В 1923 г. приехал в Москву, где редактировал эрзянскую газету «Якстере теште» («Красная звезда»). В 1924 —1929 гг. — инструктор, секретарь в отделе национальностей ВЦИК. В это же время без отрыва от основной работы окончил факультет советского права Московского государственного университета. С 1928 года — председатель Мордовского окружного суда. В 1931—1936 гг. работал в торгпредстве СССР в Англии. Будучи членом Мордовского ЦИК регулярно приезжал из Лондона на сессии в Саранск. В 1937 г. был арестован по делу «мордовского правотроцкистского буржуазно-националистического блока». Расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме. Реабилитирован посмертно после 20-го съезда КПСС.

КУТЯКОВ Иван Семёнович — военачальник, комкор. Родился 18 января 1897 года в селе Шалаши, ныне Красная Речка Пугачёвского района Саратовской области, в эрзянской крестьянской семье. Окончил Военную академию РККА (1923), Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (1930). В чине младшего унтер-офицера участвовал в Первой мировой войне на Румынском фронте. После Февральской революции был избран председателем полкового комитета. С мая 1917 г. — член РСДРП (б), делегат 2-го Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. В начале 1918 г. организовал в Новозахаркинской волости Николаевского уезда отряд Красной гвардии в 200 человек, с которым в мае того же года вступил в Разинский полк бригады В.И. Чапаева. За два месяца боёв с белоказаками прошёл путь от командира взвода пешей разведки до командира полка. В конце сентября 1918 года был назначен исполняющим обязанности командира (с 10 октября — командиром) 73-й бригады, которая затем вошла в 25-ю Чапаевскую дивизию. Отличился в Бузулукской, Бугурусланской, Белебеевской операциях при разгроме знаменитой Ижевской бригады колчаковцев. В сентябре 1919 года, после гибели В.И. Чапаева, принял на себя командование 25-й дивизией. Принимал активное участие в разгроме Уральской белоказачьей армии, в Польской кампании. Был много раз ранен и контужен. В 1923 году — командир 2-й Туркестанской дивизии, с января 1920 — командующий Хорезмской группой войск. С апреля 1928 г. командовал 4-м стрелковым корпусом в Белоруссии. С января 1936 года — заместитель командующего Приволжским военным округом, член Военного Совета Наркомата обороны. В 1937 был арестован по делу мордовского блока правых троцкистов и националистов.

Погиб в сталинских застенках. Реабилитирован посмертно после 20-го съезда КПСС. Член ЦИК СССР, ЦИК Мордовской АССР, делегат всероссийских и всесоюзных съездов Советов от Мордовии. Награждён 3-мя орденами Красного Знамени, почётным революционным оружием, орденом Красного Знамени Хорезмской Республики.

****

КУЛДУРКАЕВ Яков Яковлевич — эрзянский поэт. Родился 22 октября 1894 года в с. Ламбаське (Лобаски) ныне Атяшевского района Мордовии. Закончив Саранское реальное училище (1912), работал табельщиком в организациях Транссибирской железной дороги (вблизи Амура). В 1915 году был призван в царскую армию. Демобилизовавшись из-за тяжёлого ранения, вернулся на родину. В 1917 — 1920 гг. служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После Гражданской войны — бухгалтер, ревизор на предприятиях Москвы. В 1938 г. был репрессирован. Около 20 лет провёл в лагерях Коми АССР, Новгородской и Джамбульской (Казахстан) областей. В 1958 реабилитирован. Имя Кулдуркаева надолго было вычеркнуто из истории эрзянской литературы. Литературное наследие его невелико, но значимо. Увлёкшись в молодости эрзянским фольклором, Кулдуркаев начал слагать стихи по его мотивам. В 1928 г. газета «Якстере теште» («Красная звезда») напечатала отрывок из его поэмы-сказки «Эрьмезь и Котова», которая стала сюжетной и идейно-эстетической основой эпической поэмы «Эрьмезь». Через историю романтической любви эрзянского юноши Эрьмезя и мокшанской девушки Котовы показана жизнь эрзянского народа начала XIII в. В период борьбы против общего врага (половецких ханов) имущественное неравенство главных героев приводит к конфликтам. Выявляется и неоднозначное отношение родителей молодых людей к русским князьям. Трагический финал поэмы (Эрьмезь и Котова гибнут) критики 30-х гг. расценили как поэтизацию вражды между народами. В действительности же поэма «Эрьмезь» отразила типичные для того времени распри между племенами и племенными союзами. Пафос поэмы — осуждение войн, утверждение светлых идеалов любви, взаимопонимания народов — и близкий к фольклору поэтический язык произведения поставили «Эрьмезь» в ряд лучших достижений эрзянской литературы. В 1988 г. поэма была напечатана в журнале «Сятко», вошла она и в коллективный сборник «Кезэрень пингеде. Эрзянь раськеде» («О древних временах. Об эрзянском народе», 1994). В архиве писателя обнаружена и опубликована в журнале «Сятко» (1994, № 10—11) стихотворная сказка для детей «Ёжов сенксь» («Хитрая цапля»).

Умер Я.Я. Кулдуркаев в родном селе Ламбаське 28 июля 1966 года. Там же и похоронен.

***

ЭРЬЗЯ (НЕФЁДОВ) Степан Дмитриевич — выдающийся скульптор. Родился 8 ноября 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии, ныне Ардатовский район Республики Мордовия. Детство и отрочество провёл в с. Баевские Выселки Алатырского уезда. Окончил церковно-приходскую школу в селе Алтышево. В 1892 году семья переехала в Алатырь. Первые художественные навыки Эрьзя получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сёл и городов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С.М. Волнухина (1902 — 1906). В 1906 —1914 гг. жил и работал в Италии и Франции, где создал произведения «Тоска» (1908), «Тюремный священник», «Последняя ночь» (1909), «Каменный век» (1911), «Марта» (1912) и другие. Участвуя в международных выставках в Венеции, Милане (1909), выставке «Осенний салон» в Париже (1912), получил мировое признание. В этот период своего творчества мастер стоял на пути революционного обновления искусства скульптуры, опираясь на достижения мирового искусства и народное творчество эрзянского народа. Новый этап в развитии искусства Эрьзи начинается после Октября 1917 года. В поисках материала и лучших условий для работы он ездил по стране, жил на Урале (1918 — 1921), в Новороссийске (1921 — 1922), Батуми (1922), Баку (1923—1925). За этот короткий период им создан ряд монументальных произведений: памятники Освобождённому труду, Уральским коммунарам, Карлу Марксу в Екатеринбурге, В.И. Ленину в Батуми (1922); скульптурное оформление Дома союзов горняков в Баку (1923); работы в станковой пластике: «Народный трибун», «Узник» (1920), «Жертвы революции 1905 года» (1926) и другие.

В 1927 — 1950 гг. Эрьзя жил в Аргентине. Здесь впервые в скульптуре использовал южноамериканские породы деревьев — кебрачо и альгарробо. Многие пластические приёмы работы с ними были подсказаны мастеру резными деталями эрзянских изб, затейливым орнаментом деревянных сундуков — парей, предметов домашней утвари. Работая с кебрачо и альгарробо, Эрьзя ввёл в искусство скульптуры своеобразную технику их обработки. Значительное количество работ Эрьзи выполнено в жанре скульптурного портрета: «Карл Маркс» (1927), «Бетховен» (1929), «Лев Толстой» (1930), «Александр Невский» (1931), «Сократ», «Микеланджело» (1940), «В.И. Ленин» (1956). В изображении каждого конкретного человека скульптор передавал самые характерные, наиболее присущие ему черты характера. Произведения на библейские сюжеты — «Ева» (1919), «Иоанн Креститель» (1928), «Моисей» (1932), «Христос» (1945), вышедшие из-под резца скульптора, олицетворяют собой вечные, непреходящие понятия любви, добра и зла. В работах «Мужество» (1932), «Ужас», «Горе», «Отчаяние» (1936), «Тоска» (1944) с огромной силой выражено величие человеческого духа. Разнообразен мир женских образов Эрьзи. В них воплощены скорбь — «Женский портрет» (1934), «Монахиня» (1941), «Чилийка» (1943), демоническая красота — «Медуза» (1938), «Испанка» (1942), нежное очарование молодости — «Парагвайка» (1941), «Француженка» (1938), «Каприз» (1944). Один из самых ярких женских образов — «Портрет матери» (1940). Всё творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своём народе и горячо любил его. В 1950 г. Эрьзя возвратился на Родину. Свыше 200 произведений он привёз с собой и передал своему народу. Жил и работал в Москве. Создал ряд портретов: «Москвичка» (1953), «Студентка» (1954), «Портрет Шакен Ахметжановой (Казашка)» и др. Работы скульптора хранятся в Государственной Третьяковской галерее, музее Академического Большого театра (Москва), Государственном русском музее (Санкт-Петербург) и т.д. Самое крупное собрание Эрьзи — в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств. На родине скульптора — в селе Баево — находится мемориальный дом-музей. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1957).

Умер С.Д. Эрьзя 24 ноября 1959 года в Москве. Похоронен в Саранске.

***

РУСЛАНОВА (Лейкина) Лидия Андреевна — выдающаяся исполнительница русских народных песен (контральто). Родилась 27 октября 1900 года в селе Даниловка ныне Лопатинского района Пензенской области в эрзянской семье. В 7-летнем возрасте, оставшись без родителей, воспитывалась в сиротском приюте в Саратове. Окончила 3 класса церковно-приходской школы, пела в церковном хоре. С 14 лет работала на мебельной фабрике. После Октября 1917 г. училась в Саратовской консерватории у профессора М.Е. Медведева. Спустя 2 года, поняв, что оперное искусство не её призвание, ушла из консерватории. В 1926 г. в Ростове-на-Дону Русланова впервые выступила как профессиональная певица. Нередко выходила на сцену в костюме тогдашних саратовских эрзянок. В годы Великой Отечественной войны входила в состав фронтовых концертных бригад. В 1945 пела на ступеньках рейхстага. Пожертвовала свои личные сбережения на формирование миномётной батареи. Вскоре после войны вместе с мужем Героем Советского Союза генерал-лейтенантом В.В. Крюковым, была арестована. Отбывала срок в разных исправительно-трудовых лагерях, в т. ч. Потьме (Мордовия). После смерти Сталина была освобождена и реабилитирована.

Умерла 20 сентября 1973 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

***

ЛЮЛЯКИНА Серафима Марковна — сказительница, поэтесса, композитор, заслуженный работник культуры Мордовской ССР (1990), лауреат Государственной премии МССР (1992), премии комсомола Мордовии (1992). Родилась 29 июля 1922 года в селе Подбельск ныне Похвистневского района Самарской области. Внесла большой вклад в развитие культуры, обогатила песенное искусство Мордовии исполнительским мастерством. Подлинным учителем Люлякиной была её бабушка, известная сказительница Самарской губернии, привившая ей любовь к родному языку. Формированию истинно народного творчества поэтессы способствовали богатые фольклорные традиции Бугурусланского уезда (ныне Похвистневский район). С раннего возраста участвовала в сельских, районных, областных смотрах художественной самодеятельности, сочиняла песни. В своём селе организовала хор сельской молодёжи, существующий до настоящего времени. Выступала с концертами на сценах сельских клубов и домов культуры, радио и телевидении, в центральном Доме литераторов в Москве, Чехословакии, Финляндии, Эстонии. Люлякина — автор сказов, баллад, сказок, стихов, басен, пьес, загадок, песен, частушек, которые печатались в республиканских газетах, журналах, сборниках, антологиях, выходили отдельными изданиями. В 1983 г. одна из её книг — «Моронь гайть» («Песенный звон») — была удостоена диплома 1-й степени на Международной книжной выставке. Во многих школах Мордовии созданы музеи и экспозиции, посвящённые жизни и творчеству сказительницы. Она дипломант 1-го, 2-го и 3-го Всесоюзных фестивалей народного творчества, Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. Награждена медалью «Отличник культурного шефства над селом» (1985).

Умерла в Саранске 17 января 1993 года. Похоронена на родине.

***

НАДЬКИН Дмитрий Тимофеевич — эрзянский лингвист, общественный деятель, доктор филологических наук (1982), профессор (1984), заслуженный деятель науки Мордовской АССР (1985). Родился 28 апреля 1934 года в селе Иваньбиё ныне Лукояновского района Нижегородской области. Окончил эрзянское отделение Лукояновского педучилища (1952), Горьковский государственный университет (1957), аспирантуру МНИИЯЛИЭ (1967). Работал научным сотрудником сектора мордовского языкознания МНИИЯЛИЭ, заведующим кафедрой мордовского языкознания в Мордовском педагогическом институте. Автор около 60 научных работ и учебников. Как поэт опубликовал несколько стихотворных сборников: «Кустемат» («Ступени») (Саранск, 1977), «Чачома эле» («Истоки») (Саранск, 1983), «Эрямонь лув» («Живая ткань»), (Саранск, 1987). В 1993 г. издан сборник «Пинкст» («Круги»). Являлся одним из активных организаторов и первым председателем общества национального возрождения «Масторава» (1989 — 1992).

Умер в Хельсинки 15 июля 1992 года. Похоронен в Саранске.

***

РОМАШКИН Владимир Иванович (ЙОВЛАНЬ Оло) — музыкант-фольклорист, основатель знаменитого фольклорного ансамбля «Торама». Родился 6 сентября 1951 года в селе Ичалки ныне Ичалковского района Республики Мордовия. Окончил дирижёрско-хоровое отделение Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова (1975, класскандидата искусство-ведения Н.И. Бояркина), дирижёрско-хоровой факультет Казанской консерватории (1980, класс педагога А.В. Булдаковой), аспирантуру при МНИИЯЛИЭ (1986, сектор фольклора и искусства). В 1980 — 1983 гг. — младший научный сотрудник, 1986 — 1989 гг. — старший научный сотрудник сектора фольклора и искусства МНИИЯЛИЭ, с 1990 г. — преподаватель музыкальных дисциплин в Республиканском училище культуры в Саранске. Организатор и руководитель (с 1990 г.) мужского фольклорного ансамбля «Торама». Собирает вокальные и инструментальные образцы народной музыки эрзи. Известен как исполнитель национальных произведений на старинных народных инструментах: нюди, гарзи, кальцяемат, чавома, вешкема. Автор сценариев к этно-музыкальным фильмам «Каратаи», «Истоки». Снимался в телефильме «О чём поёт «Торама». Участник концертов в Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Англии, Финляндии. 7 марта 2001 г. за выдающиеся заслуги в развитии культуры финнов и угров, за пропаганду эрзянской песни Эстонское Правительство наградило орденом «Крест Земли Святой Марии» («Маарья-Маа»).

Умер Йовлань Оло 29 августа 2002 года. Похоронен в Саранске.

Настоящая галерея национальных героев и лиц, внесших большой вклад в сохранение эрзянского языка и культуры - перепечатка с книги Нуянь Видяз "Эрзянь Масторонть седейсэ. Имена их бессмертны" (Саран ош, 2007). Её автором-составителем были использованы статьи Абрамова В.К., Алешкина А.В., Бибина М.Т., Букина М.С., Епишина В.В., Живаева В.М., Инжеватова И.К., Кемайкинов Р.С., Осовского Е.Г., Полякова О.Е., Суниной М.И., Цыганкина Д.В., Шаронова А.М., Юрченкова В.А., которые опубликованы в четырехтомной "Истории Мордовии в лицах".

***

В последние годы мужественно боролся за сохранение и развитие эрзянского языка, следовательно, этноса Александр Андреевич Малов.

***

МАЛОВ Александр Андреевич. Родился 3-го декабря 1939 года в эрзянском селе Каяткай Красноярского края. Его родители приехали в это таёжное село из села Кеченьбуе Ардатовского района Мордовии. Школа, где учился Малов, находилась на расстоянии 25-60 км. Среднюю школу окончил в 1959 году. После армии и работы на Братской ГЭС в 1971 году окончил Московский институт международных отношений. Работал в финансовом управлении МИД СССР, в контрольно-ревизионном управлении «Минмонтажспецстрой» СССР.

А.А.Малов был организатором и первым председателем московской общественной организации «Эрзянь вайгель», принимал активное участие в работе съездов, конференций, семинаров этнической направленности. Его агитационным оружием было устное выступление, живое слово. Оказывал духовную и материальную помощь Фонду спасения эрзянского языка, газете «Эрзянь Мастор», был верным товарищем и единомышленником.

Умер 17 июля 2008 года. Похоронен в г.Канск Красноярского края.



10 июля 2010 года — Раськень Озкс

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ НАРОДА ЭРЗЯ

Великие эрзяне

НАРОД ЭРЗЯ И РУСЬ: В ФОКУСЕ РУССКОГО НЕСЛАВЯНИНА. Шаронов А.М.

= «ЭРЗЯНСКОЕ ЦАРСТВО» =



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга