На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


РАДОСТИ И ГРУСТИ «МАСТОРАВЫ»

Несостоявшееся выступление на юбилее «Масторавы». (Слово не дали для выступления)

*****

Съезд «Масторавы», состоявшийся 3-5 августа 1990 г., – эпохальное событие в истории эрзян и мокшан, великий праздник, ознаменовавшийся торжеством их национальной идентичности, показавший, что здоровое этническое чувство живёт не только в старшем, но и в молодом поколении, и оно исполнено желания развиваться через конкретные действия, поднимающие престиж народа в России и в мире. После съезда произошли существенные изменения в жизнедеятельности Республики Мордовия, Правительство стало уделять больше внимания национальной проблематике, произошли перемены в лучшую сторону в народном образовании, искусстве, литературе, науке. Медленно, с трудом, но постепенно преодолеваются стереотипы старого великодержавного мышления, культивировавшиеся в 19-20 веках. Эрзяне и мокшане всё больше признаются равноценными участниками российского исторического и культурного процесса. Разумеется, чтобы внедрить правду в русскую историографию и в историографию Мордовии, потребуется много времени, необходима упорная самоотверженная борьба за восстановление подлинной истории. Но рано или поздно такой момент наступит. Помимо моей статьи «Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина» появляются публикации на эту тему и других авторов. А это значит, что процесс по исторической реабилитации финских народов России пошёл. Мы очистим Россию от виртуального славянства и вернём эрзянам, русским и мокшанам их подлинный этнический статус.

Теперь об истории общества «Масторава».

1. Общество «Масторава» создано в марте-апреле 1989 года. У его истоков стояли Д.Т.Надькин, Р.С.Кемайкина, А.М.Шаронов, Г.Д.Мусалёв, Е.В.Четвергов, Е.С.Грачёва, А.К.Анисимов. Название «Масторава» предложено мной, так как в 1989 г. я работал над созданием эпоса «Масторава», который должен был стать научно-художественным и историко-культурным портретом эрзян и мокшан, портретом, запечатлевшим их художественно-эстетический гений, социальный и нравственный героизм, гуманистическую устремлённость нравственных идеалов. Моё предложение было поддержано единогласно. В самом начале движения я настаивал на создании эрзянской и мокшанской секций, чтобы в дальнейшем избежать неотвратимые противоречия и ревность друг к другу. Это предложение было отвергнуто. Дальнейшие события показали, что мои предостережения были справедливыми. В конце концов двуликий Янус дал о себе знать, и после смерти в 1995 году Н.И.Чиняева общество практически прекратило свою продуктивную деятельность.

2. По поручению оргкомитета съезда мной написан устав Общества.

3. Фактически мной составлена Программа деятельности Общества.

4. В Уставе и Программе изложены Основные идеи, подлежавшие реализации:

а) высшие должностные лица в Мордовии должны в объязательном порядке избираться из Эрзи и Мокши;

б) образовать при Правительстве Мордовии Комитет по национальной политике;

в) в диаспоре создать национально-культурные автономии;

г) при университете образовать факультет национальной культуры;

д) ввести в школах и вузах преподавание национальной истории, языка, литературы, фольклора;

е) создать в Саранске институт финно-угроведения;

ж) сделать МАССР национально-государственным центром всех эрзян и мокшан СССР, так как до этого времени Правительство Мордовии ограничивало свою национально-культурную деятельность только пределами своей автономии;

5. На рубеже 1980-1990-х годов общество «Масторава» отстояло МАССР от преобразования её в Саранскую область, на чём настаивали газеты «Вечерний Саранск», «Советская Мордовия», «Столица С»;

6. Я в единственном числе выступил с серией статей против антиэрзянистов и антимокшанистов в СМИ, разрушителей национальной государственности, которые на эрзян и мокшан сваливали вину за катастрофическое положение дел в Республике, хотя в этом была виновата политика тогдашнего Кремля (замечу: ежегодно отмечается дата образования МАССР, я ни разу не был приглашен на торжественное собрание, почести воздаются тем, кто совершенно равнодушен к судьбе Эрзи и Мокши);

7. На рубеже 1980-1990 годов в СМИ я выступил с идеей создания эрзянской и мокшанской автономных республик, ибо только при таких условиях возможно полноценное развитие этих двух народов;

8. В это же время от меня в Правительство республики поступило предложение сделать ежемесячными журналы «Сятко» и «Мокша», увеличить их листаж;

9. Мне и Мусалёву принадлежит идея создания института «Съезд эрзянского и мокшанского народов»;

10. Я, как член оргкомитета 1-го Съезда, написал важнейшие документы Съезда, сформулировал его концепцию и основные идеи;

11. Как один из судьбоносных итогов деятельности общества «Масторава» является создание в 1994 году Г.Д.Мусалёвым, Е.В.Четверговым, А.М.Шароновым, Р.С.Кемайкиной газеты «Эрзянь Мастор», равноценной которой нет не только в Мордовии, но и в России, она возрождает древнюю и современную историю народа Эрзя, борется за будущее эрзя языка, за его честь и достоинство, этнический престиж, намечает ориентиры национально-культурного и общественного развития; с гордостью констатирую, что первым редактором этой выдающейся газеты был я.

12. При поддержке общества «Масторава» в 1994 году опубликован эпос «Масторава», ныне известный на весь мир, в Интернете – о нем и о его авторе десятки тысяч упоминаний каждый месяц. Это значит, что «Масторава» делает великое дело по поднятию авторитета эрзян и мокшан, способствует пробуждению их самосознания, вынуждает к пересмотру истории Эрзи и Мокши в направлении её объективного освещения; благодаря «Мастораве» возникли десятки «Масторав» по всей стране. Об авторитете «Масторавы» свидетельствует такой факт: в университете г. Упсала (Швеция) – русский культурный центр носит имя «Масторава»;

13. В 2009 г. в нарушение авторского права Мордовское книжное издательство осуществило контрафактное издание чернового варианта «Масторавы» редакции 1978 г. в безобразном переводе В.Юшкина. В этой публикации искажен текст оригинала, изуродован русский язык. Поэтому оно позорит литературу Мордовии, наносит непоправимый вред чести и достоинству Республики. Мордовское книжное издательство практически прекратило своё существование, то, что оно издаёт сегодня, не имеет литературной и научной ценности. До меня доходят слухи, что готовятся переводы перевода В.Юшкина на мокшанский и эрзянский языки. Это будет следующим криминальным деянием, за что его участники в своё время будут привлечены к ответственности по всей строгости закона. Это будет касаться и переводчиков. Поэтому я призываю поэтов и учёных не поддаваться на противозаконные предложения Мордкниза;

14. Об отношении к активистам «Масторавы», к Мусалёву, Четвергову, Шаронову. Я должен сказать о необъективной оценке нашей деятельности вследствие непонимания тех задач, которые мы реализуем. Наша деятельность поднимает авторитет Мордовии в России и в мире и, следовательно, это полезная деятельность, плодами которой пользуются многие, в том числе Правительство Республики. Несмотря на это в наш адрес иногда раздаются угрозы, требования закрыть «Эрзянь Мастор», а нас, особенно меня, подвергнуть моральной кастрации, раздавить духовно, обескровить социально-экономически, прибегнув к бандитским способам борьбы. Скажу: те, кто говорит это и жаждет крови, являются искалеченными детьми 1937 года. И их место там, в 1937 годе.

15. Мусалёв, Четвергов, Шаронов – великие граждане Мордовии и к ним должно быть соответствующее отношение.

16. Г.Д.Мусалёв и Е.В.Четвергов учредили День Эрзянского языка, который ежегодно отмечается 16 апреля. Этот День стал днём эрзянского народа, светлым и радостным его праздником. Он отмечается по всей стране, на Украине, в Эстонии, в других странах.

16. Г.Д. Мусалёв – основал праздники-моления Велень Озкс и Раськень Озкс. Раськень Озкс сыграл великую роль в объединении эрзян, в развитии чувства национального достоинства и патриотизма. Только за это он достоин Ордена Славы 1-й степени.

17. Г.Д.Мусалёв выступил с идеей поставить памятник великому Эрзянину XIII века – выдающемуся полководцу и политику князю Пургазу. В сборе средств на увековечение памяти этого гениального человека принимают участие тысячи людей – эрзяне, русские, татары, евреи, мокшане, греки, люди других национальностей. Можно надеяться, что эту акцию поддержит и Правительство Мордовии.

18. Мои произведения - «Масторава», «На земле Инешкипаза», «Мордовский героический эпос», статья «Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина» - новая веха в литературе и историографии России. Они также появились в неразрывной связи с деятельностью Общества «Масторава». Я рекомендую всем прочитать эти произведения, ибо это станет для вас новым открытием мира.

19. Я являюсь инициатором празднования 400-летия Никона. Мною были написаны обращения в адрес Президента России В.В.Путина, Патриарха Алексия II, Главы Мордовии Меркушкина Н.И. о проведении в 2005 году этой знаменательной даты. Юбилей был проведён, в центре Саранска воздвигнут памятник великому эрзянину XVII века. Увы! Моя идея была «приватизирована», и моё имя нигде не упомянуто, я не был приглашён даже на научную конференцию, посвящённую Никону.

В заключение об освещении истории общества «Масторава». К сожалению, здесь царит полный произвол. Замалчиваются имена ёё создателей, из всех документов изъяты фамилии Мусалёва, Маризь Кемаль, Анисимова, Шаронова, вместо них включены те, которые в национальном движении не участвовали, к «Мастораве» не имеют никакого отношения, наоборот, находились в оппозиции к ней. Я имею ввиду работы В.К.Абрамова, прежде всего, и некоторых других авторов. Я могу даже сказать, что благодаря таким идеалы «Масторавы» были преданы уже на 1-ом её съезде, и только благодаря подвижнической и самоотверженной деятельности Мусалёва, Шаронова и Четвергова они живут до сих пор и расширяют круг своих сторонников.

В докладе А.С.Лузгина в число членов Исполкома 1-го Съезда общества «Масторава» включены К.Г.Абрамов, И.М.Девин, А.И.Сухарев и ряд других лиц, которые категорически отказались принимать участие в национальном движении и были в оппозиции к нему. В то же время в докладе не прозвучали имена членов оргкомитета Съезда, то есть имена тех людей, которые организовали и подготовили Съезд: Д.Т.Надькина, А.М.Шаронова, Г.Д.Мусалёва, Е.В.Четвергова, Н.М.Жочкина, Р.С.Кемайкиной, Е.С.Грачевой. Это является грубейшей исторической фальсификацией и крайне не этичным поступком.

Я поздравляю народ Мордовии с юбилеем «Масторавы», желаю народу Эрзя помнить о своих великих предках и гордо и высоко нести своё имя, зная, что оно этого достойно.

Александр Шаронов



Чачома чи марто, Эрзянь Мастор!

— Журналист, кому служишь?—

— Журналист, кому служишь?—

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ-2010

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ-2010

ЭРЗИОН—ЭНЕРГИЯ БУДУЩЕГО

Обращение МОД «Коми войтыр» к жителям Республики Коми

РАДОСТИ И ГРУСТИ «МАСТОРАВЫ»

Двадцать лет спустя...

Когда герои плачут

«ЛЕГЕНДЫ СЕВЕРА»

А причем тапочки?

= К И Р Е М Е Т =

ДРЕВО ЖИЗНИ

Burtasen uber Alles!*

«Миллион». Ишуткин Николай

Ш К А Д О Н З О...Эрюш Вежай

= Од книгат =

Фонд «Пургаз»



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга