На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Кукушка, кукушка, сколько нам лет?

В последнее время мы всё чаще сталкиваемся со словом «этнос», иногда принимая его за синоним слова «народ». Но это не совсем так, если совсем не так. Есть смысл посмотреть, какое понятие вкладывали и вкладывают в него в советское и постсоветское время.

В «Советском энциклопедическом словаре» (СЭС, М., 1980)читаем: «Этническая общность (этнос), исторически возникший вид устойчивой социально группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «Э.о» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвис. группы, например русские, украинцы, поляки и др. – славянская Э.о.), а также обособленные части внутри народа (этногр.группы)». Из чего следует, что термину «этнос» в советское время старались придать объединительный характер, хотя предпочитали говорить «советский народ».

Для постсоветского периода характерно определение в «Современном толковом словаре русского языка» (СПб, 2003): «Исторически сложившаяся общность людей (племя, народность, нация), имеющая социальную целостность и оригинальный стереотип поведения». Из чего следует, что из прежнего определения «зачистили» многие понятия, в т.ч. и весьма значимые. Так где же истина? Обратимся к авторитетному специалисту.

В 1979 году доктор исторических наук Лев Николаевич Гумилёв (сын расстрелянного в 1920-х гг. поэта Гумилёва) завершил и подготовил к изданию монографию «Этногенез и биосфера земли», но советская наука не приняла её. Книга Л.Гумилёв вышла в свет лишь через 15 лет (М., 1994). Вот интересующее нас определение из неё:

«Этнос – естественное сложившийся на основе оригинального стереотипа поведение коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности».

Для его более адекватного понимания необходимо привести ещё хотя бы две формулировки автора:

«Стереотип поведения—применяющийся по ходу времени комплекс стандартов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности».

«Комплиментарность – положительная (отрицательная) – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

Ознакомление с трудом Л.Н.Гумилева даёт возможность более предметно подходить к вопросу о зарождении, развитии и закате этносов. Например, он полагает, что весь этот процесс длится около 1200 лет. Есть, над чем подумать…

Алексей Лежиков



1000-ЛЕТИЕ БЕЗ МАСКИ

КОРОВОЙ СТОЛ НЕ НАЗЫВАЮТ

2012 год – год газеты «Эрзянь Мастор»

«Эрзянь Мастор» в Интернете

= Вана те эрзя! =

РПЦ ПЛЮС «ЕДИНАЯ РОССИЯ»?

Таблица в духе Новой версии

Слово за вами, земляки!

Кукушка, кукушка, сколько нам лет?

Кукушка, кукушка, сколько нам лет?

Нам пишут

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЭРЗЯНСКИМ И МОКШАНСКИМ ЯЗЫКАМИ?

Эрзянские письмена X века

ЛЕДСТНЕМАТ. Петр Казаков

Од книгат

Мекс истя лемдия

Морот

Фонд «Пургаз»



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга