На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Слово Мацьказонь Лёфайнень...

Пламенная землячка

(Sis! оренбуржцам)

****

Анкара, весна 1976 года. В наше посольство поступает телеграмма из МИД СССР, в которой говорится, что в Москве принято решение ознаменовать 60-летний юбилей Генерального Председателя Рабочей партии Турции (РПТ) Бехидже Боран вручением ей ордена Дружбы народов. Просят согласовать с ней, где, когда и как провести церемонию вручения ей советской награды. Центр РПТ находится в Стамбуле. Для проведения переговоров с Боран по данному вопросу наш посол А. А. Родионов в Стамбул командирует автора этих строк, напутствует:

- Алексей Лукьянович, я твердо убежден, что вам нет необходимости напоминать о том, чтобы наше мероприятие до поры, до времени не стало достоянием гласности. Кому, как не вам знать повадки здешних журналистов – ведь враждебные нам издания перевернут всё вверх дном, постараются напакостить и нам, и РПТ. В общем, я на вас надеюсь…

- Алексей Алексеевич, постараюсь всё сделать в лучшем виде!

И вот уже родной «жигулёнок» мчит по турецким просторам в когда-то стольный город Византию – Константинополь – Стамбул. Позади остаются провинциальные Болу, Адапазары, Измит… В ранние часы обычно забитая дорога почти пустынна, — и это располагает к воспоминаниям. Впервые с г-жой Боран мы познакомились в марте 1972 г. на торжествах по случаю 11-й годовщины РПТ в кино-концертном зале «ETi» (так по-турецки пишется название древнего народа хетты, который когда-то населял полуостров Малую Азию, т. е. нынешнюю Турцию). В приглашении среди прочего было написано, что состоится концерт партийного хора РПТ… Думаю, что за чертовщина, что за партийный хор? В то время я ещё как следует в Турции не освоился (приехал в ноябре 1971 г.) и сгоряча подумал, мол, турки – они и есть турки! Каково же было моё изумление, когда симпатичные парни и девушки со сцены запели:

Даглардан ве овалардан

Дюшманлары пюскюрттюк…

Да ведь это наша знаменитая «По долинам и по взгорьям»! То-то, смотрю, мелодия сразу за сердце взяла, а я впопыхах и не понял, чем.

Между тем вот уже и Стамбул. Проезжаю по тогда ещё новому и единственному мосту через Босфор. Высотища – дух захватывает. Внизу кораблики плавают, и среди них красавец-сухогруз под нашим флагом. Эх, остановиться бы, хоть платочком помахать… Да куда там! Стратегический объект: вон, при въезде на мост даже зенитные установки демонстративно выставили.

В генконсульстве меня встретил сам генеральный консул: «Здравствуйте, здравствуйте! С чем пожаловали? Чем можем помочь?» Понятно: из посольства сообщили, что еду, а зачем – не сказали. Делаю вывод – конечно, в партийный центр РПТ надо идти пешком, по дворам да по закоулкам, конспирация - так конспирация!

Здание партцентра напоминало средневековый замок: металлическая дверь-ворота с подозрительно зыркающим глазком, на окнах неслабые решетки, у входа переговорное устройство. Пустили не сразу, видимо, кому-то докладывали, согласовывали и т.п. Зато Бехидже-ханым встретила как родного брата, вернее, как партиец – партийца. Деловая часть беседы заняла не более 5-6 минут, потом перешла в душевный разговор о житье-бытье, о том- о сём. После этого я ещё не раз встречался с г-жой Боран, в т.ч. в Москве, куда она приезжала из Берлина, где жила последние годы в эмиграции.

Что же это был за человек? Почему турецкое руководство приняло решение захоронить её на земле Турецкой республики, хотя она была непримиримым врагом этого самого руководства? Однажды в беседе она разоткровенничалась: «Ирзе йолдаш Алексии («ирзе» и «мухши» татары называют нас, эрзю и мокшу), я ведь татарка из селения Каргалы Оренбургской области. Нашу семью посчитали слишком богатой и, чтобы избежать раскулачивания, родители решали эмигрировать в Турцию. Так я оказалась здесь; в чужеродной стране». Повзрослев, Бехидже-ханым восприняла марксистско-ленинскую идеологию, возглавила борьбу турецкого пролетариата за свои права, была в числе создателей рабочей партии Турции (РПТ). Возглавляемая ею партия добилась представительства в ВНСТ (Великом национальном собрании Турции – турецкий парламент, подобие нашей Госдумы), где отстаивала права простого народа.

«Только ради бога, ирзе Алексии, никому не говорите; что я — татарка, здешние мракобесы и так на всех углах трезвонят, что татары — рассадники коммунизма в Турции» - предупреждала меня Бехидже-ханым. А орден Дружбы народов наш посол Алексей Алексеевич Родионов (кстати, сам нижегородский, а потому по-мокшаснки «о» - кает) вручил уважаемой Бехидже Боран на торжественном приёме в честь этого события в нашем посольстве в Анкаре.

И вот какая в связи с этим у меня возникла мысль: а может, в пос.Каргаль Оренбургской области стоит как-то увековечить память о великой землячке в местном краеведческом музее как-то отразить её героическую биографию? Ведь она вписала целую страницу в историю соседней Турции, где её до сих пор помнят и любят.

А в получении материалов о её жизни и деятельности, думается, не откажет Архивное управление МИД РФ.

Алексей Лежиков

***

Увы, босфор не по колено

***

Не все инциденты с нашими моряками в Турции завершались так безболезненно и даже с юмором, как в моем рассказе «Линкор... суликадо» из сборника «Мезть ульнесть весть» (Саранск, 2011). Вот, например, как описывает более серьезный инцидент ученый-востоковедь журналист-международник, ныне возглавляющий Институт стран Африки РАН А. М. Васильев в своей монографии «Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму» (М.,1993).

...Я помню, как опытного, мудрого Василия Федоровича Грубякова — посла в Турции - ночью подняли звонком из турецкого МИДа: совет¬ский крейсер без предварительного уведомления вошел из Эгейского моря в территориальные воды Турили и приближается к Дарданеллам. По конвенции, регулирующей режим черноморских проливов, уведомление должно было быть сделано заранее из Генштаба через советское по-сольство. Где-то в Москве произошла осечка, очень редкая, но очень скверная. Турки уже установили прямую телефонную связь с командиром корабля и предложили Грубякову поговорить с ним. У осторожнейшего и интеллигентнейшего Василия Федоровича тряслись руки, когда, с тру¬дом удерживая телефонную трубку, он орал в нее срывающимся на визг фальцетом: «С вами говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Совет¬ского Союза в Турецкой Республике Грубяков! Все советские граждане, находящиеся на территории Турции, подчиняются мне! Я вам приказываю…немедленно выйти».

«Я подчиняюсь не вам, а главкому...».»Вы подчиняетесь мне!!! Я вам приказываю: немедленно выйти за пределы территориальных вод Турции и ждать дальнейших распоряжений». У командира крейсера хватило ума повернуть назад.

Р.S. На. мой взгляд, Алексей Михайлович слегка экстремист в хоро¬шем понимании этого слова. Такое впечатление о нем у меня сложилось в годы совместной работы в Турции, где он в 1970-е гг. был корреспон-дентом газеты «Правда», упрочилось, когда мы с ним вместе побывали в гостях у главного ваиза (проповедника) Анкарской соборной мечети. Об этом стоит рассказать, что я и постараюсь сделать в другой раз.

Алексей Лежиков

***

Лесь ушодови чудикерькскестэ

***

2012.01.19-це чинь «Эрзянь правдась» кивчкадсь стакасто кемевикс информация:

«Коминь келенть коряс курсатнес, конатнень ютавты Национальной политикань министерствась, каясть яволявтомат 40 ломанть. Группась пурнавсь ды лиятненень, кить истя жо бажить эйзэст понгомс, сакшны отказамс. Сисем иень перть, зярс ютавтневить курсатне, зняро бажицят арасельть».

Ловнан, монсь кавтолдан: тенян, косто, кона ведь варясто саевсь коми келентень истямо правтомась? Эдь минектнеяк, лангс ваномс, каня мезе теить тиринь кельтнень кородомга-ванстомга. Оно, натой «Келень пизэ» проект тейсть, якшамковонь 19-20-це читнестэ М. Е. Евсевьев лемсэ МГПИ-сэ ютавтозь семинарсо пря шнасть, келя, «те проектэсь – эйдень кужос якиця эйкакштнень марто важодема. Сонзэ пингстэ вишка эйдетне чинь перть кужосо кортыть ансяк вейке кельсэ, национальнойсэ. Истя эйдесь карми содамо омбоце кель. Саемга, кудосо сон корты рузокс, эйдень кужосо жо – эрзякс. Кода кортыть специалисттнэ, неень шкане те методикась пек паро ды эрявикс» («ЭП», 2012.01.26).

Маряви, эсь прянь шнамга семинарсонть сехте «убойной» вал максозель МР-нь Образованиянь министрань полавтыцянтень Е. П. Солдатованень. Елена Петровна ёвтнесь минек республикасо эрзянь ды мокшонь кельтнень школасо ды эйдень кужосо неень шкане тевс нолдамодост. Течинь чине Мордовиясо важодить 424 школат. Сынст ютксо 150-нациоанльнойть, 59 – эрзянь, 72 – мокшонь, 19 – татаронь. Рузонь тонавтницятненьгак 2-5-це класстнэсэ ветявиить эрзянь эли мокшонь кельтне. Эйдень кужотневаяк ютавтовить внеурочной мероприятият (тоско жо).

Ансяк кода алкукс молить неть тевтне, зяро шка школасо явови тиринь кельтненень, содасызь-арась эйдень кужонь воспитательтне эрзянь эли мокшонь кельтнень ды ламодо лиядо мельвановикс Елена Петровна мекс-бути эзь ёвтне. Тиринь келенек жо, кода содатано, кулома лангсо, пря чави…

Секс мон сеске а пек кемезевинь Коми республикасто кулянтень, тенян, мейсэ тевесь, мейсэ коми раськетне тиринь келест перьгавтызь?

Ловнан седе тов: «Кода пачтить курсатнень ютавтыцятне, те сюлмавозь коминь келенть содамонзо эрявиксчинть марто. Эдь меельце шкастонть профессиональной деятельностьсэнть кармась тевс нолдавомо государственной келесь. Секс группанть пелезэ ашти госслужащейстэ. Меельце 50 % - лия эрьва кодамо профессиянь ломанть, ютксост журналисткак» (тосто жо). Оно, мейсэ тевесь!

Минек прявттнэ жо ансяк секень содыть – косто бу невак (ещё) стардавтомс тиринь кельтнень, сынст государственнойкс улемаст лангс апак ванно… Тенян, пароль кевкстемс мельвановикс Елена Петровнань, А. С. Лузгин ды Ю.А. Мишанин ялгатнень, пшкалесть-арась сынь куш весть Н. И. Меркушкиннэнь тиринь келенек алкукс государственной статус аравтомадост? Ды мезть тень каршо тенст мерсь Николай Иванович…

***

От «ЭМ». Такую же утку выпустили, выкормыши властей, МАФУН-цы. Вот что они глаголят:

Финно-угорские языки стали неслыханно популярны в Саранске. Студенты Мордовского университета и обычные горожане проявляют большой интерес к изучению финно-угорских языков.

Как сообщил Инфоцентру FINUGOR член Мордовского землячества в Москве и Московской области, и Союза финно-угорской молодежи Москвы, активист Молодежной ассоциации финно-угорских народов Сергей Карташов, в последнее время значительно выросла посещаемость курсов мокшанского, эрзянского и финского языков, которые преподают в МГУ им. Н.П.Огарева.

“На курсы финского языка ходит до 20-25 человек – это невероятный показатель, - отметил он. - Отрадно, что в финно-угорской республике молодежь с удовольствием знакомится с языком и культурой родственного народа. В дальнейшем это позволит укреплять связи Мордовии с Финляндией. Студенты также заинтересовались венгерским языком. Напомним, с февраля 2012 года на базе филологического факультета Мордовского госуниверситета снова приступили к работе курсы эрзянского и мокшанского языков. Занятия проходят бесплатно, 2-3 раза в неделю. Проводят занятия преподаватели кафедр эрзянского и мокшанского языков МГУ.

***

Души уставов не приемлет

***

Читатель из г.Лукоянова Нижегородской обл. в своем письме задает мне аховый вопрос - сможем ли мы, эрзя, противостоять мордовско-мокшанскому злу? Сразу признаюсь: никакого «зла», якобы исходящего от мокши лично я не ощущаю. Так же, как и мои земляки на Шемышейшине Пенз.обл., где на протяжении сотен лет дружно живут они вперемешку с мокшей и прекрасно друга-друга понимают, разговаривая каждый на своем языке, даже не прибегая к помощи «великого и могучего».

Видимо, автор письма имел ввиду так называемых «мордвинистов» с их заведомо провальной затеей с созданием ЕМЯ (единого мордовского языка) и прочими вызывающими у соседей здоровую усмешку, а то и откровенный смех «загогулинами». Вроде бы так они радеют за эрзю и мокшу, которых объявили единым народом.

Но, похоже, у «мордвинистов» есть не менее радикальный антипод. Вроде бы кое-кто даже не прочь разодрать РМ на два гособразования: эрзянское и мокшанское.

В этой связи полагаю уместным привести слова первого замредактора отдела политики «КП» Александра Гришина : «...разделять два братских народа - это не по-божески. Но разделять один народ - гораздо хуже. Это вообще не должно происходить ни при каких условиях. Это путь к трагедии» («КП», 21.01.12). Резюме: не суть важно, один народ или два братских, главное – не лезь им в душу со своим ущербным уставом! Тем более, если служишь кому-то третьему...

Такова и моя позиция, уважаемый автор письма. Извини, что в отличии от тебя отвечаю тебе не на родном языке.



МАНЕЙ МЕНЕЛЬ ТЕНК, ТЕЙТЕРТЬ ДЫ АВАТ, ЭЙЗЮРКОВОНЬ 8-ЦЕ ЧИСТЭ ДЫ СВАЛ!

ПОЗДРАВЛЕНИЕ эрзянскому рунопевцу – Александру Марковичу Шаронову, создателю эрзянского эпоса «Масторава»

«Яндекс-Деньги».

ЗАГЛЯДЫВАЯ В ЗАВТРА…

Дригань Толай. Мой народ приговорили…

Слово Мацьказонь Лёфайнень...

Звонок-звонку разница

МЫСЛИ ВСЛУХ

Буртасы, Мокша и Няньга

ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Финно-угорская молодежь встретилась в Мордовии

Футболонь клубось "Сурвеле"

Фонд «Пургаз»

АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭРЗЯНКА

Уцяскадо. О счастье. Маторкина Татьяна

Серьгедтяно эрзякс моро!



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга