На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Как же нам праздновать «Эрзянь келень Чи»?

Народ жив, пока он бережёт свои имя и язык, обычаи и песни, своих предков и богов. Мой прежде сильный эрзянский народ в своей истории дошел до того, что он фактически отказался от имени и языка, своих обычаев, своей исконно эрзянской этнической религии, Родины. К сожалению, этот процесс продолжается, а в последнее время даже ускоряется. И это несмотря на то, что часть эрзян очень остро осознают всю опасность, кожей и сердцем чувствуют леденящий холод той последней черты, за которой стоит только одно – уход в небытие одного из древнейших и интереснейших народов Европы. Всё дело в том, что таких эрзян осталось единицы. Они воплем кричат:

- Эрзяне! Откройте глаза!

- Посмотрите на себя!

- Ощутите себя!

- Как вы живёте?!

- Куда вас ведут с закрытым ртом и завязанными глазами?!

- Почему идёте в небытие?!!

Но большая часть моего народа уже находится в стадии предсмертного сна и ничего не слышит и не видит, уже не ощущает своего нахождения у Рубикона, за которым одно – вечный покой.

Больно об этом писать. Но это та правда, которая есть и которую надо знать каждому эрзянину, который чувствует и считает себя таковым.

И всё-таки. Благодаря усилиям лучших из нас, у нас есть и надежда – мы проснёмся! Мы – будем! Эрзянский народ будет жить!

Эту надежду питает возрождение Раськень Озкс, песни «Торама» и других исполнителей, «Эрзянь Мастор», наш эпос «Масторава», Степан Эрьзя, «Сятко» и «Чилисема»…

Эту надежду питает и наш новый эрзянский кой, наш праздник:«Эрзянь келень Чи» (16 апреля), который большими усилиями нашей эрзянской интеллигенции уже несколько лет отмечается той частью эрзян, которая остро, сердечной болью почувствовала: народ жив и будет жить только тогда, пока будет жив наш язык – душа нашего народа.

Кстати, это, пожалуй, даже лучше нас поняли те, кому не нужен» эрзянский народ, те, кто пытается для нас создать так называемый «мордовский» язык, смешав эрзянский и мокшанский, одновременно уничтожая их. Интересно, а не приходила ли им мысль смешать русский, украинский и белорусский? Они ведь так близки! И создать единый «украрусский» или «рускаинский»? А если уж создавать «мордовский» (по названию республики), то тогда чего мелочиться, надо смешать сразу четыре языка: русский, мокшанский, татарский и эрзянский, а может даже украинский, если иметь ввиду национальный состав республики. Вот тогда это будет действительно «мордовский» язык! Но почему тогда в своё время отказались даже от создания единой Татаро-Башкирской республики и языка? А ведь такие идеи тоже когда-то имели место.

Как же нам праздновать наш «Эрзянь келень Чи»?

Почему я задаюсь этим вопросом? Причина одна. У нашего народа осталось мало живых праздников и обычаев, глядя на которые можно было бы сказать: вот это - эрзяне, это их обычай, их праздник. Наши традиции, праздники старательно, кнутом и пряником стирались и стираются из нашей памяти русской церковью и властью. И вот, даже в этих условиях, появляется наш новый кой – «Эрзянь келень Чи». Но мы его пока отмечаем только узким кругом, только светскими мероприятиями в общественных организациях, пытаемся привлечь к этому школу, власти. Это необходимо, но недостаточно. Праздник станет праздником каждой эрзянки и эрзянина от мала до велика только тогда, когда он войдёт в семью. Как помочь этому? И можно ли?

Хотелось бы, чтобы об этом поделились своими мыслями уважаемые читатели и авторы «Эрзянь Мастор».

В свою очередь, поднимая эту тему, хотелось бы поделииться и своими мыслями.

Конечно, День словесности должен отмечаться в организациях, культурных учреждениях, школах (включая высшую и среднюю), детских садах и учреждениях, властных структурах. Небольшая практика его проведения имеется и её нужно улучшать. А дома, в семье мы пока новый кой не отмечаем. Да и понятно, все никогда не смогут да и не будут участвовать в официальных мероприятиях. Поэтому большого следа в эрзянской душе этот день пока не оставляет. В нём как бы не хватает домашнего тепла и уюта. Он пока всего лишь похож на цепь других официальных праздников. И всё. Поэтому хотелось бы, чтобы такие тонкие знатоки души, как Маризь Кемаль, Римма Жегалина, Числав Журавлёв, Шарононь Сандра и другие подсказали нам, а как я отмечу «Эрзянь келень Чи» дома?

Мне видится он таким.

После официального мероприятия, или после работы, мы приходим домой, готовим и накрываем праздничный стол. Обязательно хотя бы одно из любимых эрзянских блюд. На столе – штатол. Если есть, одеваемся в эрзянские панары и руци. Садимся за стол. Старший (старшая) в семье произносит молитву-благодарность Инешкипазу и нашим предкам за то, что дали нам звонкое имя и прекрасный язык. И зажигается штатол. И штатолы зажигаются на каждом подоконнике (с соблюдением мер пожаробезопасности!). И горят весь вечер. И тогда каждый путник будет знать, глядя с улицы на горящие в домах и квартирах штатолы:здесь, и здесь и вон там, а вон ещё! – жив эрзянский язык, теплится,как и эти свечи, эрзянская душа. И глядя из своего окна на горящие свечи в других окнах, каждый будет знать: да! Я ещё не последний из эрзян! Ещё жив мой народ!

И в этот вечер в каждой семье читается «Масторава», детям рассказываются мудрые эрзянские сказки, поются песни, вспоминается или вновь изучается эрзянский язык…Это и будет тогда хорошим обычаем, коем – «Эрзянь келень Чи».

Что, дорогие мои, попробуем?

Мне можно сказать: наивный романтик строит «маниловские прожекты». Но если в жизни не будет романтики, она будет скучна и сера.

Эрюшонь Вежай,

Лауреат премии имени А. П. Рябова,

г. Полярный Мурманской области

____________________



Анатолий Рябов. 110 лет со дня рождения

Константин Прокаев. Рябовонь киява

Подписка на "Чилисему"

Чадыковонь 16-це чистэ – эрзянь келень чи

Мы-два народа

Нуянь Видяз. Сюкпря малавиксэм ды ялгам-оям, паро арсеманк кис

Новинка. Книга Ореста Ткаченко "Письма далекого друга""

Эрзянь раськень Озкс - 2004.Фонд «Руця» объявляет

Как же нам праздновать «Эрзянь келень Чи»?

Эрзянь Мастором. Эрюш Вежай

Чем не понравилась публикация «ВК» прокуратуре Республики Мордовия?

Чего вам еще не хватает? (ответ «савчукам» из «СС» и редактору еженедельника Владимиру Голубчику)

VII Всемарийский Съезд – Марий калык Погын

Летчик-легенда. Валерий Чкалов

Эрьбань чи

Инечи

Светлой памяти Николая Ревизова. Когда его не стало.



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга