На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Чем не понравилась публикация «ВК» прокуратуре Республики Мордовия?

19 декабря 2003 года в «Вечернем Киеве» было опубликовано интервью с председателем общественного Фонда спасения эрзянского языка в Мордовской республике Г. Д. Мусалёвым, заместителем редактора газеты «Эрзянь Мастор» (Земля эрзян). Ни он, ни редакция не надеялись, что публично высказанная мысль относительно возрождения почти забытого народа поднимет настоящую бурю протеста в российской печати.

Оказывается, нас читают и в Саранске.

Как высказался на страницах тамошнего еженедельника «Столица С» старший помощник прокурора Республики Мордовия Фёдор Сараев, вопрос о закрытии «этой националистической эрзянской газеты уже назрел».

Поднялась эта волна потому, что Григорий Мусалёв через «Вечерний Киев» осмелился просить прощения у украинского народа за представителей своего края, которые в составе сталинско-бериевских орд уничтожали и выселяли мирное население западно-украинских областей в Сибирь и Казахстан, и воевали против Украинской повстанческой армии в 40-50 годах XX столетия.

Вот некоторые цитаты из газеты «Столица С» по поводу нашей публикации (языком оригинала).

«… Как сообщает украинская газета «Вечерний Киев» Мусалёв «обвинил Федеральные власти в проведении колониальной политики и ассимиляции коренных народов в целях выкачивания природных ресурсов из финно-угорских регионов». Он публично просил прощения у украинского народа… Подобные товарищи пытаются пересмотреть историю Великой Отечественной войны и дестабилизируют обстановку».

Нам было очень досадно узнать о том, что высказывания на страницах зарубежной печати собственных мыслей по поводу прошлых лет или сегодняшнего дня могут вызвать репрессивные действия прокуратуры Мордовии относительно общественной организации и её печатного органа. Наверное, сейчас Григорию Мусалёву остаётся только организовать эрзянскую хельсинскую группу. Ведь свобода слова – один из пунктов Декларации прав человека. И если прокуратура маленькой республики этого не знает, то заместителя редактора «Эрзянь Мастор» ждёт кропотливая работа довести до умов «вышестоящих», что закрывать газету из-за их позиции – признак тоталитарного режима. А в свободном демократическом обществе подобное не допустимо.

Поэтому, надеемся, что мысли Григория Мусалёва, преданные огласке в этом номере саранской газеты «Столица С», так же дойдут до слуха национально-сознательных жителей Мордовии. «Вы считаете себя националистом?» - спрашивает Григория Мусалёва мордовский журналист Николай Хохлов. «Да. Националист – то есть человек, который любит свой народ, свою культуру, патриот – отвечает господин Мусалёв. – Эрзя – единственная нация, численность которой с каждым годом уменьшается. По данным последней переписи численность эрзян Мордовии уменьшилась на 23 процента».

«Почему, на ваш взгляд, численность эрзян уменьшается?» - следующий вопрос. «Потому, что шовинистическая идеология колонизирует эрзян. Простой пример – все русскоязычные изучают русский язык, даже в Прибалтике. А возьмём нас – коренной народ России. Родной язык учат только 10 процентов эрзян. Наших детей лишили родного языка с пелёнок. Это тоже самое, если бы в российском детсадике воспитывали малышей-россиян на китайском или английском языках. Да посмотрите, чьи дети воюют за Россию? В Афганистане наших и мокшан было в пять раз больше, чем русских, учитывая количество на душу населения в республике. Я это сам исследовал. И в Чечню на смерть посылают мокшан и эрзян вдвое-втрое больше, чем русских. Правда, сейчас большинство идёт на это добровольно. У эрзян, значительно низок уровень жизни, поэтому они вынуждены воевать и умирать за деньги».

Эти проблемы, безусловно, не могут не трогать журналиста-эрзянина (так в оригинале - Ред.) Николая Хохлова, и также Александра Лузгина, председателя комитета по национальной политике республики Мордовия. Вот что он сказал в комментарии «Столице С» по поводу публикации в нашей газете:

«Признаём, что имеем проблемы развития культуры и школьного образования наций… Надеемся, что убедительное большинство населения республики понимает о чём речь». Мы также.

Припоминаю встречу с господином Мусалёвым в Украине, когда он приезжал на празднование 60-летия создания антибольшевистского блока народов (а не на конференцию угнетённых народов, как это мероприятие назвала саранская газета). Он тогда так удивился, что у нас все говорят на родном украинском языке. Гость признался, что его душа радуется от этого и он чувствует прилив сил для дальнейшей просветительской работы в Мордовии. Но правда, господин Мусалёв побывал только в Ровенской области…

- Нас, эрзян и мокшан – сказал мне Григорий Мусалёв – прячут под словом «мордва» или «мордвин». А это – искусственное понятие. Ни один народ так себя не называет. Что такое «мордва»? Это только унизительное прозвище, которое нам прилепили. Какое-то общее, ничего незначащее название. Мои предки 100 лет тому назад его вообще не знали.

А вот что пишет упомянутый Александр Лузгин: «На территории Мордовии нет и никогда не было угнетённых наций, здесь живёт один народ, который общается разными языками. Я уверен, что мы все осознаём себя единым народом». Такие высказывания только подтверждают, что тамошняя глубинка воспринимает мир ещё совсем «по-советски». Стереотипное мышление необязательно пытаться изменить, если оно не препятствует установленному строю. А также деятели, как председатель общественного Фонда спасения эрзянского языка, только возбудили спокойное течение бытия.

На этой же странице под рубрикой «Между прочим» напечатан материал «Мордовские «скинхеды» осуждены». Этим красноречиво намекают на стопроцентное родство патриотических организаций с неофашистами. Как бы говоря, с теми разобрались, теперь возьмёмся за этих. Пора, думаю, и нам, украинцам, посмотреть на эту проблему с европейской позиции. А она чётко разграничивает патриотические и национал-экстремистские силы. Жарить на одной сковородке националистов и фашистов то же самое, что не отделять пшеницу от плевел. И это также типовой советский стереотип, который постепенно выветривается из «совдеповских» голов.

Хочется надеяться, что прокуратура Республики Мордовия только «на людях» такая страшная и непримиримая с «врагами народа», поэтому не так скоро услышим об окончательном её решении относительно закрытия эрзянской национально-патриотической газеты «Эрзянь Мастор».

Игорь Козловский,

«Вечерний Киев», 25 января 2004 года



Анатолий Рябов. 110 лет со дня рождения

Константин Прокаев. Рябовонь киява

Подписка на "Чилисему"

Чадыковонь 16-це чистэ – эрзянь келень чи

Мы-два народа

Нуянь Видяз. Сюкпря малавиксэм ды ялгам-оям, паро арсеманк кис

Новинка. Книга Ореста Ткаченко "Письма далекого друга""

Эрзянь раськень Озкс - 2004.Фонд «Руця» объявляет

Как же нам праздновать «Эрзянь келень Чи»?

Эрзянь Мастором. Эрюш Вежай

Чем не понравилась публикация «ВК» прокуратуре Республики Мордовия?

Чего вам еще не хватает? (ответ «савчукам» из «СС» и редактору еженедельника Владимиру Голубчику)

VII Всемарийский Съезд – Марий калык Погын

Летчик-легенда. Валерий Чкалов

Эрьбань чи

Инечи

Светлой памяти Николая Ревизова. Когда его не стало.



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга