На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


МУРЗЫ-потаённый народ Пензенской области

Давно известны несколько этноподразделений мордовского суперэтноса. Самые крупные — эрзя и мокша— являются отдельными народами (этносами). Говорят на родственных, но достаточно далеких друг от друга языках. Редкий эрзянин поймет мокшанина. Относительно далеки они между собой и в расовом отношении.

В “Алфавитном перечне национальностей... для... Всероссийской переписи населения 2002 г.” Госкомстата РФ предложено девять вариантов ответа мордвы на вопрос о национальности:

“каратаи, мокша, мордва, мордва-мокша, мордва-эрзя, мордвины, мордовцы, терюхане, эрзя”.

Но кроме перечисленных групп мордвы существует еще одна, до сих пор не учтенная— мурзы, которых в нашей области в разных населенных пунктах более тысячи. Вероятно, они есть и в пограничных районах Ульяновской области и, возможно, в Мордовии.

О названии “мурзы” в первой четверти прошлого века писали некоторые пензенские краеведы. Однако они не считали его названием народа, а думали, что так прозывается группа эрзян, жителей села Вышелей Городи-щенского уезда (ныне район), предки которых во времена Московского царства были служилыми людьми.

Действительно, большинство вышелейцев происходят от мордовских князей и мурз. Постепенно их былое социальное обозначение превратилось в этноним (название народа), как у казаков.

“Алфавитный перечень...” — беспрецедентно большой для российской статистики список народов. Правительство заинтересовано в реализации представителями всех этнических групп, вплоть до мельчайших, своего конституционного права на национальное самоотождествление. Нынешняя статистическая кампания сравнима лишь с Всесоюзной переписью 1926 г., которая в отличие от подобных дореволюционных и советских мероприятий наиболее полно, объективно показала национальный состав страны. С 1930-х гг. в советской этнографии и статистике под давлением идеологии и политики практиковалось научно необоснованное укрупнение этносов.

Но и сейчас не все соотечественники успели получить свое место в утвержденном 2 сентября 2002 года перечне народов России. Сознавая это, российское руководство готово совершенствовать официальную номенклатуру народов страны. Так, 22 сентября состоялось правительственное постановление о признании казаков в качестве особой этнической группы. Впрочем, независимо от официального перечня народов каждый был волен в бланке нынешней переписи указать любую национальность по своему усмотрению.

Этническое самосознание, внешне проявляющееся как этническое самоназвание, базируется на оригинальном стереотипе поведения этнической общности, который у мурз ярко выражен.

Поведение мурз нередко кажется абсурдным большинству представителей бывшего советского суперэтноса: мурзы очень требовательны к соблюдению прав собственности, частная ли она, колхозная или государственная. Окрестное население, не считающее зазорным приворовывать в колхозах и у казны, недолюбливает мурз, активно препятствующих недобросовестному завладению имуществом. По словам соседних жителей,от эрзян и мокшан мурзы отличаются повышенными справедливостью, трудолюбием, мастеро-витостью, предприимчивостью, стремлением к лидерству. Например, до революции в Вышелейской волости, населенной также эрзей и русскими, на казенных должностях (в частности, в лесной страже) и в волостной администрации преобладали именно мурзы.

Мурзы говорят на особом диалекте эрзянского языка. Диалект отличается лексическим своеобразием, прежде всего обильными заимствованиями из русского языка, так как в XVI — начале XVIII века мурзы находились в тесном взаимодействии с русскими служилыми людьми, охраняя край и участвуя в ближних и дальних походах (взятие Казани, Ливонская война, сражения с польско-литовскими войсками и другие кампании). Английский инженер Джон Перри, возглавивший в конце 1690-х годов попытку создания Волго-Донского канала, с уважением отзывался о состоящих преимущественно из мурз мордовских конниках-помещиках, джентльменах, как он их называл, охранявших строителей от набегов кубанцев.

До переписи мы умышленно не афишировали наш взгляд на мордву-мурз. Нас интересовало, в состоянии ли этот этнос в оптимальных для национального самоутверждения условиях нынешней переписи заявить о себе на официальном уровне, как, например, это сделали получившие в позапрошлом году статус малых народов, нагайбаки и бесермяне. Досадно, если мурзы, продолжая держать свое этническое самосознание для, так сказать, домашнего обихода, опять окажутся записанными мордвой или, как в 1926 году, эрзей.

Тогда они упустят шанс получить официальный статус малого народа, а добиться его после опубликования итогов переписи будет гораздо сложнее. Статус же этот заманчив: дотации, освобождение от воинской службы, гарантированное поступление в учебные заведения и другие льготы.

Вадим ПЕРВУШКИН,

“Пензенская правда”,

№ 48, 26 ноября 2002 г.



Заботы "Масторавы"

Од иень арсемат

Хроника

Хроника

Фашизм не пройдет!!!

Слово Президентам

Открытое письмо Президенту России

Вот что творится со СМИ в Марий Эл

Эрьванть пазозо эсензэ. Ёвтнема

МУРЗЫ-потаённый народ Пензенской области

Мы помним тебя, Оло!

Содак чачома келеть!

Александр Шаронов

Пеедькшнемат



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга