На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - РУССКИЙ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЫМЕРШЕГО ЭТНОСА?

ДОШЛО ВСЁ-ТАКИ!

-----------------

В приложении «Столичность» к «Аргументам и Фактам» писателем А.Бабушкиным выражены робкие попытки осознать трагические итоги русификации и ассимиляции коренных народов России. Он сразу отметил, что коренных народов в центральной части страны нет уже давно и даже перечислил их: меря, мурома, мещёра, но забыл про народ «весь». Утвердительно заметил, что Илья Муромец – сын своего народа мурома. *

Дошло всё-таки! Видимо, однако, Бабушкин не знает этимологию названия «москва». Наш эрзянский писатель Михаил Брыжинский выяснил, что название столицы произошло от мерянских слов «моск» - медведь и «ва» - вода, что в сочетании означает «медвежья речка». Знал бы про это русский поэт, начертавший: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» А русского-то в этом слове ничего и нет...

Дальше читатель «Эрзянь Мастор» сам прочитает публикацию и сделает выводы. Уверен, что найдутся те мои друзья, которые выскажутся самостоятельно.

Дригань Толай

*Мурома – ветвь эрзя народа. Об этом немало научных публикаций археолога Степанова.

-----------------------------------------

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - РУССКИЙ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЫМЕРШЕГО ЭТНОСА?

Под угрозой исчезновения

***

В конце прошлого года Совет по правам человека обратился к президенту Владимиру Путину с призывом решить проблему сохранения коренных мало¬численных народов России. По оценке правозащитников, под угрозой исчезновения в стране находятся десятки этно¬сов. О том, кто виноват и что делать, «СтоЛИЧНОСТЬ» поговорила с Андреем Бабушкиным, писателем и правозащитником.

ДМИТРИЙ ПИСАРЕНКО

-------------------------------------------------

Кого считать народом?

***

- Андрей Владимирович, начну с неожиданного вопроса: в Москве и области есть народы, которым грозит исчезновение?

- Найти представителей любых этнических групп в Москве, конечно, можно. Но собственных коренных народов здесь давно нет. Раньше на этих землях (я говорю о центральной части России) жили меря, мещёра и мурома. В память о них остались названия рек и озёр, имена национальных героев. Тот же Илья Муромец, судя по всему, относился не к русским, а к народу мурома*, который позже вошёл в состав русского.

В Калужской области, соседней с Московской, жили восточные пруссы, или голядь. Это была балтийская народность, она тоже оказалась полностью ассимилирована - голядский язык исчез в XV-XVI веках.

Из современных исчезающих народов ближе всего к Москве проживают тверские карелы. Их родина Тверская область, город Лихославль. В недалёкой от нас Псковской области есть крошечный народ сету - их язык похож на эстонский, но по своему вероисповеданию они православные.

- А бывает, что какой-то этнос не исчезает, а, наоборот, выявляется?

- В нашей стране проживают 193 народа. Из них 165 можно отнести к коренным. Такое число фигурирует в официальных документах. Но вот вопрос, кого считать отдельным народом, очень сложный. И не только у нас.

Некоторые из них действительно выявились сравнительно недавно. Так, в конце 1930-х учёные пришли к выводу, что на Таймыре сложился самостоятельный этнос - долганы. Он появился в результате объединения групп русского старо-жильческого населения с эвенками, энцами и якутами. Долганы даже получили свою автономию.

Ряд народов был выявлен после войны. Например, нагайбаки, проживающие на территории Челябинской области. А в ходе последней переписи в Астраханской области были определены два малых этноса, родственных татарам.

------------------

Спасаться самим?

***

В России есть народы, которые не признаны как самостоятельные, хотя несут в себе черты, позволяющие сделать это. Мне известно по меньшей мере о двух - поморах и айнах.

- Почему их не признают?

- Причины разные. Поморов относят к числу русских. Я тоже раньше так думал, но поездка в Мурманскую область разубедила меня в этом. Там я услышал их язык - «поморска говоря», как они его называют. Для меня стало очевидно, что это отдельная этническая группа.

Поморов нет в Перечне коренных малочисленных народов России. Чтобы попасть в него, необходимо официальное обращение органа исполнительной власти того субъекта, где народ проживает: «Мы выявили у себя такое вот национальное меньшинство, просим включить...» В случае с поморами это три субъекта - республика Карелия, Архангельская и Мурманская области. И ни один из них пока не выступил с подобной инициативой. Что очень важно: нужна инициатива самого народа, усилия с его стороны. А их, к сожалению, тоже нет. Молодёжь не очень-то интересуется своей культурой, язык забывается. А ведь там пора принимать пожарные меры - к середине XXI века носителей поморской речи просто не останется.

С айнами другая история. Вообще айны - это древнейший народ, они дали название Курильским островам. Сейчас живут в Приморском крае, на Камчатке, Сахалине, тех же Курилах. А проблема вот в чём. В законодательстве Японии записано: любое место, где живут айны, - это территория Японии. Понимаете, в чём дело?

- Понимаю. Но нам законодательство Японии не указ...

- Тем не менее признание а¬йнов отдельным народом может стать этаким толчком, дополнительным аргументом в притязаниях японцев на российские территории. На айнском языке, согласно переписи населения, говорят всего 135 человек. И этот язык вообще никто никогда не изучал и не изучает!

- Вы постоянно про язык говорите. Это главный критерий, по которому определяется самостоятельность народа?

- Язык - это материально-духовный якорь, который удерживает тот или иной народ. Стоит якорю исчезнуть, и судно начнёт швырять на уступы и мели - от него ничего не останется.

Как исчезает народ? Люди начинают забывать родной язык.

Но иногда процесс обратим. В конце XIX века потомки корнуольцев - этноса, проживающего в Англии - смогли восстановить свой язык. Причём они сделали это через 40 лет после того, как умер последний его носитель. Сейчас корнуольский язык живой, у него несколько тысяч носителей, на нём говорят в семьях.

В России я знаю только одну подобную попытку. У саамов, коренного северного народа, было пять языков, один из них в 1980-е вымер. Есть семья, которая сейчас пытается восстановить его. Если они сделают это, у языка будет шанс сохраниться.

- То есть люди занимаются с¬амоспасением?

- Саамы в этом плане наиболее организованны. У них есть свой национальный парламент, есть ассоциация. Они пытаются спасать свой народ «сверху». Что касается энтузиастов из отдельных семей, то, к сожалению, их усилий недостаточно для этого. А вот организовать преподавание языка или сделать фольклорный ансамбль они в состоянии. Что тоже неплохо.

Скольким народам в России грозит исчезновение? Как сделать так, чтобы люди стали изучать родной язык? И чем могут обогатить русскую культуру малые этносы? Продолжение - в следующем номере.

***

Газета «Столичность»,

от 2 марта 2017 г.

* - мурома - это эрзя.



НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ! За кого голосовать?

Гитлер так поступил. А Чингисхан!?

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - РУССКИЙ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЫМЕРШЕГО ЭТНОСА?

... И о работнике его Балде

Егор Холмогоров: «Мои предки были финно-уграми»

Это интересно!

ОЙМЕНЬ КЕПЕДИЦЯ СЁЛТ

Мейсэ эрзятне явовить лия раськетнестэ?

Альберт Эйнштейнонь 10 прянь ветямо койтне

Дан-Тананс-Тоначис

У «Поладкстомо» есть «поладкс»?

УМАРЬ МОРОТ. Леонид СЕДОЙКИН

Пойма. Виктор Баркин

Моратано моро!

Телефононь кортамо)))



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга