На главную страницу 
cделать стартовой   в избранное  



Культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия

Мордовия - Информационный портал Республики Мордовия - Морис.ру

Мелькужо Эрзянь Мастор - Форум Страна эрзян, эрзянский форум

Голос Эрзи


Строки, опалённые войной

Участие в битве с фашизмом стало священным долгом и для писателей Мордовии. Почти вся их организация ушла на фронт. Более 25 человек из них не вернулись. Среди них те, без которых нельзя представить историю нашей литературы. Это А. В. Рогожин, Ф. С. Дурнов, П. П. Батаев, В. А. Аношкин, В. И. Водясов, А. Ф. Зиньков, П. Д. Кономанин, С. Е. Прохоров, Г. И. Ельмеев, С. И. Родькин, А. М. Сафронов (Юргай), Н. И. Филиппов (перед войной возглавлял писательскую организацию Мордовии), А. Я. Чекашкин, И. С. Чудакин и др. Среди погибших много молодых, которые только начинали публиковаться в периодических изданиях и показали себя талантливыми поэтами. Это Е. И. Агеев, Н. В. Лушкин, П. И. Русскин, Л. В Сайгушев, А. Панькин, И. Сакулькин и др.

Они отдали самое дорогое – жизнь.

В 1941-1945 годы многие писатели написали произведения, которые вошли в летопись Второй мировой. Среди этих писателей-фронтовиков И. З. Антонов, М. А. Бебан, С. Е. Вечканов, И. Д. Воронин, П. У. Гайни, И. М. Девин, П. С. Кириллов, А. М. Лукьянов, А. С. Малькин, А. М. Моро, Я. М. Пинясов, И. Н. Прончатов, Г. А. Пьянзин, В. И. Радаев (Радин-Аловский), Е. И. Пятаев, И. В. Чигодайкин, И. Ф. Чумаков, И. Е. Шумилкин, А. С. Щеглов и др. Большинство из них писали поэтические произведения. Из всех жанров именно поэзия первой отозвалась на события военных лет. Она выразила гамму чувств: боль, горе, тревогу, надежду. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. И именно поэзия отражала состояние души. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат.

В стихах поэтов-фронтовиков, как в капле воды, отражён океан великой трагедии, великой истории, Победы.

В нашей литературе самым значительным и до сих пор непревзойдённым поэтическим произведением о войне является баллада А. С. Щеглова «Гайгстак, бандура!» ("Звени, бандура!"). Она была написана в декабре 1941 года и опубликована в газете «Эрзянь коммуна» в январе 1942 г. Поводом создания этого произведения послужили самые трагические события войны, которые развернулись осенью 1941 года под Москвой.

Именно под Москвой решалась судьба страны. Враг рассчитывал на скорую победу. Им было уже запланировано, что 7 ноября 1941 года немецкие солдаты пройдут по Красной площади как победители, но этого не случилось. Воины под Москвой стояли насмерть, но врага не пропустили. Всю страну облетела трагическая весть о подвиге панфиловцев. 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково в 7 км. к Ю-Востоку от Волоколамска в ходе 4-часового боя воины-панфиловцы под командованием младшего политрука В. Г. Клочкова-Диева подбили 18 вражеских танков и не пропустили противника. Будучи тяжело раненным, В. Г. Клочков-Диев бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя. Призыв младшего политрука, обращённый к бойцам, - «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» - стал боевым девизом защитников столицы.

Рядовой Александр Щеглов был участником тех кровопролитных боёв в районе разъезда Дубосеково. В тот день, когда панфиловцы совершили свой беспримерный подвиг, он был ранен. В госпитале, услышав о результате боя на хорошо ему известном рубеже, забыв о полученных ранах, поэт по свежим личным впечатлениям написал свою героическую балладу. Она начинается лирическим обращением поэта к бандуре, которая должна во весь голос воспеть подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев:

Звени бандура

Звени во весь голос,

Чтобы на всей земле

Знали, как до капли

Пролили двадцать восемь героев

Кровь свою за родную Москву

Рассказывай каждому, как

Геройски сложили они головы.

В этой балладе с большей идейной силой и художественностью показан героизм в его непосредственном проявлении. Неотразимая сила её воздействия заложена в подтексте, в пафосе беззаветного служения. Баллада написана художественно отточенным стихом, до последней буквы вылилась из глубины сердца поэта. Автор в своей балладе проводит идею непобеждённости и бессмертия героев, гибнущих за правое дело, за светлые идеалы человечества.

Жанр героической баллады поэтами-фронтовиками использовался широко. Во время войны ими были созданы немало произведений, где основное внимание сосредоточенно на изображении мужества людей. К ним относятся баллады М. Бебана «Кулси пандало цёра» («Умирает под горой парень»), «Мокшонь цёрат и инекуй» («Мокшанские парни и змей»), С. Вечканова «Шоферэнь кулома» («Смерть шофёра»), П. Гайни «Слава» («Бессмертие»), П. Кириллова «Солдатонь кулома» («Смерть солдата»), Э. Пятая «Баллада од цёрадо» («Баллада о молодом парне») и др.

Баллада - поэтический жанр с его напряжённым сюжетом, стремительным развитием действия, острыми драматическими ситуациями. На гребень литературной волны баллада поднималась всегда в бурные, переломные моменты истории, в период социальных потрясений. Истинно и трагедийно звучат многие строки баллад, созданные во время войны. Нравственная стойкость героев воспринимается как дорога к обретению духовной высоты. Она нужна была в далёкие годы войны. Она в высшей степени необходима в дни сегодняшние, ибо отказ от неё способствует развитию мещанской идеологии, индивидуализма и равнодушия. В балладах поэтов-фронтовиков на первый план выдвигается образ народа-воина. Он воплощён либо в индивидуализированных характерах, либо в образах обобщённых, собирательных, приближающихся порою к монументальным фигурам героического эпоса. Эта тенденция ярко проявилась в произведениях П. Гайни, П. Кириллова, Э. Пятая, А. Щеглова, М. Бебана. Они создали гимны нравственной силе, благородству, поэтому их произведения стали поэтической энциклопедией фронтовой жизни и золотым фондом литературы.

Сафонова Т. Ф., Saransk

ГАЙКСТАК, БАНДУРА

Комськавксово гвардеецтнэнь памятьс, конат Диев (Клочков) политруконть марто прявтсо героикс бороцясть ведьгемень фашистской танкань каршо, кулость весе, но врагонть эзизь нолда Московов.

Гайкстак, бандура! Вейкень пес

Нолдык вайгелеть, тейть покш жойть,

Штоб весе масторонть келес

Содавольть, кода каплянь пес

Валызь комськавксово геройть

Родной Московонть кис верест.

Ёвтнек эрьвантень, кода пряст

Героекс путызь боень шкасто...

Оштне ды велетне марясть

Ды од геройть сынст таркас стяст,

Штоб азаргадозь врагонть маштомс.

Ёвтнек, кода сынь путызь пряст!

***

Якшамо ульнесь телень чись,

Ды вармась пансесь даволт ловонь,

Алят комськавксовонест лиссть

Паксянтень, кува фронтсто кись

Ветясь минек седейс - Московов.

Кинть лангс комськавксовонест лиссть.

Сынь састь ды весе ёвтызь валост:

— А ютыть гадт, хоть рядост тустт!

— Кирвази модась пильгест ало!

Но толс народонь кежень палост

Сынст эйстэ сеть, кить улить труст.—

Алятне истя ёвтызь валост.

Ды вана сынь, минек геройть,

Аштить, прок ёвксонь богатырть,

Конань хоть стальстэ валозь строй

А синдьсы виест, примить бой,

Сявордыть тумонь ту сто вирть!

А стяко стясть сынь часовойкс.

Те шкастонть коштось зэртте пешкедсь,

Марявсь перть-пельга виев зэрть:

Ведьгемень танка, ловонть шешкезь,

Сядо вайгельсэ цийнезь, вешкезь

Икелев шаштсть раужо зверькс

Те сынь Московонть арсесть шешкемс.

Ушодовсь бой, а содыль кодат

Кияк те бойденть икеле.

Сезневсть гранатат, ливтясь мода,

Човорявсь весе, мик эзь содав—

Чи ульнесь сестэ или ве.

Вастызь сынь гадтнэнь вана кода!

Палыть уш танках паксянть келес,

Геройть зярыя стройстэ лиссть...

Но толонть пачк зэрькстась вайгелест:

— Содадо гадт, икеле пелев,

Што Москов ёнов пирязь кись!—

Пурьгинекс зэрькстась сынст вайгелест.

Ды сеске политрукось Диев

Стясь весе сэрьсэ, ёвтась вал:

— Ялгат! Каршонок ламо виесь,

Но болыпевиктнень каршо кие

Снартнесь тюреме, кулсесь свал!

Истяня мерсь ялганстэнь Диев.

А кувать перть-пельксэсь лажнось, увнось,

Кувать эзь оймакшно боесь.

Танкатне ловонть сокасть, чувность,

Кирвастизь моданть, чувтнэ гувность,

Но кись пекстазь яла ульнесь.

Эзть юта, хоть и моданть чувность!

Эзь панжов кись Московонть пелев

Хоть уж комськавксовоцесь прась

Ялганзо ваксе окоп икелев.

Но уш а мезде ульнесь пелемс:

— Кинть лангс од ванстыцят уш стясть.

Эзь юта враг Московонть пелев!

Гайкстак, бандура! Вейкень пес

Нолдык вайгелеть, тейть покш жойть,

Штоб весе масторонть келес

Содавольть, кода каплянь пес

Максызь комськавксово геройть

Родной Московонть кис верест.

Пачтик эрьвантень, кода пряст

***

Героекс путызь боень шкасто...

Оштне ды велетне маряст

Ды од геройть сынст таркас стяст,

Штоб азаргадозь врагонть маштомс!

Евтнек, штоб вейкест пес маряст!

1941 иень декабрь.



2005 ИЕНЬ ЧАДЫКОВОНЬ 16 ЧИСТЭ -ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ!

«Чилисема» - зеркало нашей работы

ГОВОРИТ НАРОД

ОБРАЩЕНИЕ деятелей культуры Эстонии по поводу постоянных неоснованных обвинений России в том, что Эстония нарушает прав человека

ВОЛНА СТРАХА ЗАХЛЕСТНУЛА МАРИЙСКУЮ РЕСПУБЛИКУ

СЛОВО ВО ГЛАВУ УГЛА

НОСТАЛЬГИЯ ПО АРИСТОФАНУ

ДЫ ТАГО КУЛЯТ ДРИГАНЬ ТОЛАЕНЬ ПЕЛЬДЕ

«Не читая её драм…»

«Я привык не быть RUSским в России….»

АЙ ДА КОРСАКОВ, АЙ ДА СУКИН СЫН!

Строки, опалённые войной

Русско-эрзянский словарь. Ruzonj-erzjanj valks. Эрюшонь Вежай.

Явдано седей ризкс Инязоронтень.



главная новости архив номеров ссылки гостевая книга